Наталья Копцева, Василий Тарасенко, MTElectro
Адаптацией концепции проекта Foster + Partners для штаб-квартиры Русской медной компании мы стали заниматься еще в 2016 году. Это первый в России объект известного архитектурного бюро Нормана Фостера. Мы работали с наружным освещением здания и прилегающей территории и, по сути, выполняли роль консультантов по данному разделу проекта.
Штаб-квартира РМК – настоящая достопримечательность Екатеринбурга
Прежде всего, хотелось бы отметить, что это безусловно уникальное здание для России в плане технологий и проектных решений. Сегодня штаб-квартира РМК – это настоящая достопримечательность Екатеринбурга, которая формирует видовую перспективу на набережную вдоль реки Исеть.
![](http://lightingmedia.ru/wp-content/uploads/2021/04/mt-eletro-1-scaled.jpg)
Рис. 1 Штаб квартира Русской медной компании
В данном проекте доминирует архитектура, и не видно никаких технических решений
Особое внимание мы уделили вечернему облику объекта и провели серьезную аналитику. Исследование основных видовых ракурсов и точек раскрытия на здание в контексте города в различное время суток стало частью нашей работы. Компания Foster + Partners выступала против активного и доминирующего архитектурного освещения фасада. Очень важно было рассмотреть различные цветосветовые комбинации фасадного света и внутреннего освещения и найти уровень светового баланса, достаточный для здания с учетом его особенностей.
Уличное освещение также существенно влияет на наше восприятие объекта, особенно когда мы находимся вблизи него. Сам фасад выполнен с помощью объемных панелей сложного медного оттенка и сложной конфигурации, поэтому использование комбинаций света с определенными температурами свечения с небольшим добавлением красных акцентов позволило нам добиться нужных градиентов, при этом весь свет не выглядит избыточным, он есть – и его нет. Мы всегда хотели выстроить некоторую взаимосвязь самой идеи использования медных фактур и определенного цвета фасада с деятельностью Русской медной компании.
![](http://lightingmedia.ru/wp-content/uploads/2021/04/rendery.-poisk-svetoczvetovyh-tekstur.-kopczeva-natalya-scaled.jpg)
Рис.2 Рендеры. Поиск светоцветовых текстур
Поэтому различные комбинации и сочетания световых текстур, игра медных оттенков, на наш взгляд, были уместны в данном контексте. Все освещение интегрировано в тело опоры, и этого оказалось достаточно. По сути, освещение территории выполнено за счет модульных опор – нового направления в освещении городских пространств. Все источники света собраны в единую конструкцию без дополнительных элементов. Сделан акцент на чистом городском пространстве улицы. Все выглядит сдержанно и аккуратно. В данном контексте доминирует архитектура, и не видно никаких технических решений. У нас есть один элемент для выполнения нескольких функций – основное освещение, локальное освещение, освещение фасадов, интегрированных модулей видеокамер и любых других необходимых гаджетов. Опоры выполнены в двух вариантах – 9 и 4,5 метров. Мы разработали новую генерацию опор HESS с интегрированными модулями. По своей сути это уникальное решение, которое в такой комбинации использовано только здесь на данном объекте.
Ландшафтное освещение деликатно и естественно
Адаптация концепции HED по ладшафтному освещению также представляет особый интерес. Почти все, что мы делали для штаб-квартиры компании, предусматривало очень высокие требования к деталям и элементам. Освещение изгородей и деревьев выполнено деликатно за счет грунтовых линий и набора невысоких столбиков вдоль дорожек. Вся зелень выглядит естественно благодаря особому вниманию к цветопередаче и подбору цветовой температуры. Главное, чего нам удалось добиться, – ощущение комфорта. Когда вы получаете определенную эмоцию, вы уже не стреми и, пожалуй, это было самым важным – создание определенной атмосферы комфорта.
Когда вы получаете определенную эмоцию, вы уже не стремитесь понять, почему вам так хорошо, пожалуй, это было самым важным – создание определенной атмосферы комфорта.
![](http://lightingmedia.ru/wp-content/uploads/2021/04/mt-elektro-2-scaled.jpg)
Рис. 3 Входная группа штаба квартиры Русской медной компании
Освещение входной группы
Освещение входной группы стало не менее уникальным световым решением. Здесь можно говорить о 100%-ной интеграции в конструктив козырька с идеальной цветопередачей и достаточным уровнем яркости. По своей сути – это «световое стекло». Техническая эстетика проекта, которая выступает в общем контексте, очень важна для нас. Инженерная эстетика всех внутренних элементов является частью общей системы. Уникальность объекта в том, что много осмысленно очень глубоко, вплоть до мельчайших деталей, их цвета и конфигурации светильников. Внимание к каждому элементу системы сопровождало весь процесс проектирования. Инжиниринг высокого уровня
В части конструирования был достигнут высокий уровень проработки, преодоление различных технических ограничений позволило найти лучшие решения для объекта. Инжиниринг высокого уровня проектировщиков, производителей, архитекторов и всех участников – это то, что характеризует весь процесс проектирования. Исключение даже небольших деталей, которые не устраивали команду F + P, приводило к изменениям в конструкции элементов. Сам козырек состоит из 12 сегментов, каждый из которых индивидуально управляем. Это было сделано, чтобы найти идеальный уровень яркости всей системы.
Завершение проекта
![](http://lightingmedia.ru/wp-content/uploads/2021/04/eskiz-sczenariya-logotipa-kopczeva-natalya.jpg)
Рис.4 Эскиз сценария логотипа
Проект завершается для нас в 2021 году. И мы также завершаем работу над световой медиаинсталляцией – логотипом компании РМК, расположенном на 14 и 15 этажах на главном фасаде здания. Это своеобразный элемент имиджа, полностью соответствующий бренд-буку компании. Было непросто подобрать световые оттенки, наиболее точно соответствующие фирменному стилю компании. Нам удалось найти такую технологию, которая позволяет добиться абсолютной прозрачности днем. Совместно с компанией AGC мы делали серию mockup-ов. В вечернее время все фрагменты начинают работать как полноценная световая арт-инсталляция. Каждым сегментом можно управлять независимо. В самой 10-метровой структуре предусмотрено около 1000 независимых точек. Определенная сложность для нас заключалась в поиске решения для черного сегмента логотипа. Мы пробовали разные варианты, включая даже стекла, которые используются в автомобильной индустрии, и в итоге добились своего. И сейчас имеем полноценную световую арт-инсталляцию.
В ближайшее время мы подготовим серию сценариев для проекта, и это тоже будет своеобразная игра света, которая отражает философию проекта.