В Москве 8–11 ноября 2011 г. Проходила международная специализированная выставка по светотехнике и осветительной технике «Интерлайт-2011». Пользуясь, случаем, мы провели опрос участников выставки, цель которого — определить текущее состояние и тенденции развития рынка полупроводниковой светотехники.
Опрос показал, что состав производителей светодиодных осветительных приборов заметно изменился по сравнению с прошлым годом. Можно предположить, что эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет, пока рынок окончательно не сформируется. Мы опросили специалистов 84 компаний (см. рис. 1): около 72% их них — производственные; примерно 15% занимаются только дистрибуцией светотехнических изделий. Остальные предприятия (13%) как сами производят, так и поставляют продукцию других компаний.
Рис. 1. Специализация компаний, принявших участие в опросе
Немного меньше половины (46%) — довольно крупные для рынка светотехники компании с численностью сотрудников более 100 человек. Средние компании численностью от 50 до 100 человек составляют около 11% опрошенных. Порядка 26% — компании, имеющие от 20 до 50 сотрудников. Наконец, 17% опрошенных — это небольшие компании до 20 человек. Результаты опроса показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение компаний по численности персонала
У большинства опрошенных (около 70%) в продуктовой линейке преобладают светодиодные осветительные приборы. Доля компаний, работающих с традиционной светотехникой, у которых светодиодное направление считается второстепенным или отсутствует вовсе, составляет около 13%. Остальные предприятия не отдают предпочтения ни одному из направлений, а используют и светодиоды, и люминесцентные, и газоразрядные лампы (см. рис. 3). Отметим, что участники опроса — представители b2b рынка светотехники.
Рис. 3. Специализация компаний по производимой продукции
Исследование показало, что самыми популярными сегментами освещения на сегодня считают промышленное, уличное и офисное освещение (см. рис. 4). Далее следует освещение ЖКХ, торговое, архитектурное, декоративное и рекламное. Заметный рост произошел в сегментах светодиодного уличного и промышленного освещения. В прошлом году большинство компаний могли предложить офисные светильники и лишь некоторые предлагали решения в области уличного и промышленного освещения. Сегодня такие светильники есть у большинства компаний.
Рис. 4. Специализация компаний по сегментам рынка
Можно также отметить рост интереса в области светодиодного торгового освещения. Около 46% компаний, которые занимаются преимущественно светодиодной продукцией, имеют в своих линейках решения для торгового освещения. Опрос, касающийся светодиодов, используемых в производимой или поставляемой продукции, выявил явного лидера. Почти 63% компаний из числа опрошенных используют светодиоды Cree. Далее идут светодиоды Osram и Nichia, которые занимают примерно равные доли 26% и 24% соответственно (см. рис. 5).
Рис. 5. Популярность мировых производителей светодиодов у наших респондентов
Интересовались мы и мнением наших респондентов о нынешнем состоянии российского рынка светотехники. Они считают, что рост рынка в 2011 г. в среднем составил 20%. Объем российского рынка светотехнической продукции в денежном исчислении по средней оценке составляет около 3 млрд руб. Касательно основных движущих сил развития рынка светодиодного света мнения разделились. Большинство (см. рис. 6) полагают, что главную роль играют законодательная база (33%) и гос программы (33%). Около 19% респондентов считают, что роль играет мода на инновационные технологии. Около 7% компаний полагают основной движущей силой частные инвестиции. Оставшиеся 8% называют такие причины как постепенное снижение цен на светодиодную продукцию и рост стоимости на электроэнергию.
Рис. 6. Движущие силы развития рынка светодиодного света по мнению наших респондентов
По мнению участников опроса, внедрению светодиодных технологий препятствует немало факторов: их высокая цена, страх перед новизной, привычка к традиционному свету, инертность потребительского мышления, экономическая неграмотность и непрофессионализм покупателей, отсутствие четких стандартов и нормативной базы, значительная доля изделий низкого качества на рынке и демпинговая политика азиатских производителей.
Помимо препятствий на пути внедрения светодиодных технологий есть и ряд факторов, способствующих их внедрению: высокая стоимость электроэнергии и высокая стоимость подключения новых объектов (особенно энергоемких), лоббирование властей, экологичность светодиодов, отсутствие необходимости их утилизации специальным образом и неизбежность эволюции источников освещения.
В 2012 г. рынок светотехники продолжит расти. Так считают почти 60% респондентов, около 22% склоняются к мысли, что в большей степени будут использоваться компактные люминесцентные лампы, а еще 18% полагают, что вырастет сегмент газоразрядных источников света. Судя по популярности сегментов промышленного и уличного освещения в 2011 г., в следующем году их рост продолжится, и фокус рынка сместится в сторону этих приложений. Так считает большинство участников опроса. В 2012 г. на рынке полупроводникового света, скорее всего, продолжат появляться новые участники.