Олег Михайлов, д.т.н., профессор СПбГУКиТ
Константин Томский, д.т.н., профессор, ООО НТП «ТКА»
В условиях сокращения общего времени обучения студентов и в меняющейся ситуации в сфере науки и техники необходим пересмотр акцентов преподавания и ведения научно-исследовательских работ. Научные и технические центры из прикладных и фундаментальных центров постепенно начинают превращаться в научно-образовательные учреждения.
Кафедра светотехники Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения и базовая кафедра светотехники на научно-техническом предприятии «ТКА» (НТП «ТКА») занимаются исследованиями взаимодействия оптического излучения и объектов окружающей среды. Аналогичные кафедры имеются в Москве (архитектурное и интерьерное освещение, автодороги) и в Саранске (в основном – разработка и изготовление источников излучения). В таблице 1 представлена информация, собранная из открытых источников и на основе межкафедральных общений. Эти сведения приведены для того, чтобы показать общие задачи, стоящие перед нашими кафедрами.
Сотрудники кафедры светотехники СПбГУКиТ имеют большой опыт проведения не только научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но и преподавания различных дисциплин в государственных университетах (НИУ ИТМО, Институте технологии и дизайна, Политехническом институте, Технологическом институте и других.). В университете занимаются по таким научным направлениям как теория фотопроцессов, цвет, приемники и источники оптического излучения, энергетическая фотометрия, средства отображения информации, коммерциализация технологий, испытание изделий, метрология оптических измерений, международная стандартизация и т.д. Известную научную школу по фотометрии и колориметрии возглавляет заместитель заведующего кафедрой д.т.н., профессор О.М. Михайлов. Большинство преподавателей совмещает преподавание на кафедре с работой в ведущих научно-производственных организациях Санкт-Петербурга. 100% преподавателей кафедры имеют ученые степени.
Важная роль базовых кафедр в подготовке специалистов-светотехников не вызывает сомнения. Очевидно и противоречие: целесообразно не только знакомить студентов с современным производством, но и привлекать их участию в работе промышленных компаний. Однако студенты к этому не совсем готовы и могут нанести материальный ущерб принимающему производству.
Одно из преимуществ обучения на базовой кафедре заключается в возможности знакомства с потенциальными работниками, что важно в условиях дефицита подготовленных кадров. Другое преимущество – возможность привлечения наиболее перспективных студентов к непостоянной работе до окончания вуза. Наличие базовой кафедры позволяет студентам, преподавателям и аспирантам участвовать в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По этому показателю кафедра светотехники является наиболее эффективной в университете.
Трудоустройство выпускников-светотехников не вызывает затруднений. Это, во-первых, обеспечивается работой базовой кафедры и ее производственной деятельностью, а, во-вторых, за счет прочных научно-технических контактов со специализированными НТП и фирмами Санкт-Петербурга: «Оптоган», «Точка опоры», «Юниокосметик», «Оптек», «Рекол», «Витралюкс», театрами и студиями.
В таблице 2 отражены некоторые запросы работодателей, которые становятся очевидными при организации практики и трудоустройстве наших выпускников.
Таблица 2. Некоторые запросы работодателей
Разработчики и изготовители источников света, излучение в технологических процессах |
Проектировщики освещения помещений и пространств, световой дизайн, строительство, архитектура |
Кино-театральная, музейная библиотечная и другая деятельность в области культуры |
Транспорт, энергетические компании, здравоохранение, сельское хозяйство и другие |
Знание физических основ светотехники и фотометрии |
Знание современных систем расчета освещения |
Навыки составления световой партитуры для театров и концертных залов |
Практические навыки работы с источниками света |
Знание и умение находить производителей светотехнической продукции |
Практические навыки работы с источниками света |
Умения выбрать современное оборудование высокого качества и сценические технологии |
Знание и умение находить производителей светотехнической продукции |
Практические навыки работы с источниками света |
Знание физических основ светотехники и фотометрии |
Знание правил сохранения культурного наследия при воздействии света |
|
Практические навыки работы с фотометрическими устройствами |
Практические навыки работы с фотометрическими устройствами |
Практические навыки работы с фотометрическими устройствами |
Практические навыки работы с фотометрическими устройствами |
Есть еще и университетская специфика. Например, некоторые поступающие к нам уверены, что им доведется создавать световые шедевры или, в крайнем случае, держать софиты перед великими деятелями кино и телевидения. К сожалению, количество свободных вакансий для соискателей Оскара близко к нулю. Другая часть поступающих, ориентируясь на название направления подготовки «Электроника и наноэлектроника» уверена, что будет использовать полученные знания в ведущих физических лабораториях и номинироваться на Нобелевскую премию. Поощряем такой максимализм, но начинаем мы все-таки с изучения основных законов светотехники и фотометрии, что части наших студентов кажется досадным недоразумением. И только прохождение практики в научных, производственных предприятиях и учреждениях культуры помогает увидеть значимость полученных знаний и реальные карьерные перспективы.
Результатом целенаправленной подготовки и правильный выбор тем и предприятий, на которых студенты выполняют дипломные работы (проекты), является то, что большинство наших выпускников работает по специальности (см. табл.3) промышленной светотехники и светотехники, обеспечивающей создание и сохранение культурных ценностей.
Таблица 3. Распределение выпускников СПбГУКиТ (кафедра светотехники)
Отрасль |
Фактически работают по специальности |
В целом по специальности |
73% |
В том числе: |
|
Работа, связанная с созданием проектов освещения и световым дизайном дизайна |
35 |
Работа на предприятиях, производящих световое оборудование и фотометрическое оборудование |
25 |
Продолжают обучение по специальности (магистратура и аспирантура), в том числе, за рубежом |
13% |
Виртуальная физика (или физика онлайн) – это новое уникальное направление в системе образования. Данный ресурс позволяет не только показать действия основных законов физики, но и проводить онлайн лабораторные работы по темам оптического излучения и фотометрии. Это не заменит непосредственной экспериментальной работы студента на лабораторном оборудовании, но позволит лучше понять физическую суть работы. Подобная практика, в конечном счете, значительно повысит качество учебного процесса и необходимую усвояемость получаемых знаний. К сожалению, издержки новых форм образования и погоня за «рационализацией затрат» в ущерб науке и педагогике приводят к непрофильным слияниям кафедр. Последнее грозит уничтожению в Санкт-Петербурге школы энергетической фотометрии как научной системы. таблица4 показывает двукратное уменьшение учебных часов по специализации в соответствии с ФГОС при переходе к подготовке бакалавров (вместо специалистов).
Таблица 4. Уменьшение доли учебных часов по специальности при переходе на ФГОС-3
Обще-гуманитарные, социально-экономические дисциплины |
Математический и естественно-научный дисциплины |
Обще профессиональные дисциплины |
Специальные дисциплины |
Доля специальных дисциплин в общем объеме учебных часов |
Учебный план в соответствии с ФГОС (бакалавры) |
||||
1802 |
2500 |
1700 |
1050 |
14,8% |
Учебный план в соответствии с ГОС (специалисты) прием завершен 2010 году |
||||
1802 |
2500 |
1799 |
2006 |
24,7% |
При создании учебных светотехнических программ университета необходимо учитывать современные реалии и включать в годовые и семестровые планы факультетов и институтов непрофильные дисциплины других кафедр. В дальнейшем приоритетными должны быть межкафедральные научные исследования не только внутри университета, но и между кафедрами разных университетов, в том числе зарубежных. Таким примером могут стать перспективы развития сотрудничества Лаппеенрантского технологического университета и Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а также обмен лекциями с ГУ КиТ и Технологическим институтом СПб. Обсуждаются научные и педагогические контакты с кафедрами оптико-электронных приборов и систем ГНУ ИТМО, светотехники и источники света ГТУ МЭИ, химической технологии и светотехники ГТУ Технологический институт, с предприятиями «Светлана-Оптоэлектроника», ОПТЭК и «Ленсвет». В ближайшие годы предусматривается включение в программы светотехнического образования актуальных тем смежных научных направлений: фотография – светотехника, светотехника – СанПиН и БЖД, искусство фотографирования и киносъемок – энергетическая фотометрия, цифровое изображение – управление цветом, когерентное излучение – художник сцены и натуры, режиссура.
Предложения и рекомендации для повышения качества светотехнического образования:
- государственные университеты узкой специализации должны быть ориентированы на преподавание дисциплины в том объеме и содержании, которые необходимы данному специалисту;
- содержание государственного образовательного стандарта следует привести к реальным условиям физики 21 в.;
- не уменьшать имеющегося объема аудиторных работ за счет формального деления групп на подгруппы при проведении лабораторных работ;
- обеспечить аудитории, где читаются лекции, средствами электронной проекционной техники. Назрела необходимость в акцентированном проведении виртуальных лабораторных работ с применением компьютерной техники;
- содержание специальностей естественно-научных дисциплин рекомендуется строго и логически связывать с содержанием преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин; необходимо начать работу по подготовке современных учебных пособий на электронных носителях;
- реформировать заочную форму обучения по профессиям, где требуются добротные знания по световым и цветовым взаимодействиям излучения с конденсированными средами и объектами окружающей среды.
Необходимо уделять больше внимания новым формам представления материала, таким как наглядная, интерактивная или виртуальная форма обучения, которая наиболее оптимальна для вечернего и заочного обучения.
Источник: Журнал «Современная светотехника» №6 2014г.