Идеология проектирования освещения QPRO
«Свет по законам природы»
Алевтина Калинина,
ведущий инженер-проектировщик компании QPRO
С развитием технологий и новых возможностей ритм жизни становится все быстрее: поток входящей информации все увеличивается, коммуникации ведутся непрерывно, рабочие задачи параллельно возникают в разных системах и мессенджерах, нас окружают гаджеты и разнообразные устройства. Человек крутится весь день, представляя, как он вернется домой и сможет наконец расслабиться и прервать на время эту гонку.
После пандемии Covid-19 пришло понимание того, как важно иметь комфортные условия у себя дома, где можно и отдохнуть, и при необходимости поработать. Комфорт, безопасность и индивидуальные функциональные и эстетические предпочтения – вот ключевые параметры, имеющие значение для жилых интерьеров.
Важной составляющей любого пространства является свет – днем естественный, в темное время дня искусственный. Свет не только создает настроение и формирует визуальный образ, но и влияет на здоровье и психоэмоциональное состояние. Поскольку большую часть времени мы проводим на работе, дома чаще всего оказываемся уже ближе к наступлению темноты, а значит, проводим личное время при искусственном освещении. Сформировать правильную и комфортную световую среду можно, если относиться к проектированию освещения осознанно, привлекая специалистов.
Опираясь на знания и опыт, специалисты инженерной компании QPRO разработали собственный подход к проектированию освещения, который учитывает функциональные задачи и особенности объектов, уделяет внимание визуальному восприятию и самочувствию человека, а также состоянию окружающей среды. В основе разработанной идеологии проектирования «Свет по законам природы» лежит естественный свет как важнейший фактор природной целостности человека, ключевой инструмент формирования окружающий среды, влияющий на самочувствие, активность и продуктивность.
Разделы идеологии «Свет по законам природы»:
- Рациональный свет.
- Технологии как результат эволюции.
- Сбалансированный свет.
- Формообразующий свет.
- Свет как язык коммуникации.
- Экологичный свет.
Уделяя внимание каждому из этих шести разделов, можно создать максимально комфортные, безопасные и эстетически привлекательные проекты.
Расскажем о каждом пункте подробнее.
- Рациональный свет выполняет функциональную задачу, обеспечивает зрительную ориентацию и навигацию
Человеку лишний свет не нужен, он скорее мешает и раздражает. Одна из главных задач искусственного освещения – обеспечить комфортное функционирование в темное время суток.
В основе каждого проекта лежит понимание того, для чего выбрано то или иное решение. Свет в первую очередь обеспечивает выполнение зрительных задач, помогает ориентироваться в пространстве (рис. 1а, б).
Рис. 1а, б. Апартаменты в Дровяном переулке Архитектор: ub design
Светодизайн: QPRO Фото: Илья Иванов
Пример. В проекте освещения частных апартаментов в Дровяном переулке были с помощью освещения расставлены акценты, задан ритм, выделены маршруты передвижения. Свет здесь выполняет свою непосредственную функцию, он обеспечивает нужные уровни освещенности, выделяет важные функциональные зоны, выполняет роль своеобразной навигации, а также создает уютную домашнюю обстановку. Освещение поддерживает цветовую гамму дизайнерского решения, органично интегрируясь в архитектуру, иногда выступая в качестве дополнительных элементов дизайна.
Жильцы могут легко создавать себе нужную атмосферу и комфортную световую среду с помощью диммеров, меняя интенсивность освещения и настраивая нужные световые условия.
- Технологии как результат эволюции: комфортная среда для работы и отдыха, безопасность, энергоэффективность, гибкость и адаптивность световых решений
Современные технологии позволяют не только экономить электроэнергию, но и проектировать адаптивные пространства, создавать гибкие световые условия, повторять естественный природный цикл, формируя благоприятную для человека среду обитания, способствующую хорошему самочувствию и эмоциональному комфорту (рис. 2а, б).
Рис. 2а, б. Частная галерея в Подмосковье
Архитектор: ub design Светодизайн: QPRO Фото: Илья Иванов
Пример. Для проекта частной галереи в Подмосковье требовалось создать профессиональный качественный музейный свет для экспонирования предметов искусства. Задача была реализована с помощью светотехнического оборудования со сменными линзами. Если экспозиция поменяется, то эти линзы можно легко заменить и создать другие световые условия. Поэтому владельцы могут спокойно перемещать экспонаты или заменять их другими, в том числе иных размеров – сменные линзы способны помочь в любой ситуации и представить предметы искусства в лучшем свете.
В интерьере также применяется отраженный свет, который создает минимальный уровень общей освещенности, необходимый для комфортного пребывания в пространстве галереи. Также есть световые приборы с асимметричным светораспределением, равномерно заливающие стену павильона, создавая условия для экспонирования разноразмерных картин, не отвлекая от восприятия архитектуры.
- Сбалансированный свет: свет как неотъемлемая часть пространства и архитектуры, свет как составляющая интуитивно понятной гармонии, заданной природой, зрительный комфорт, контрасты, сочетания, оттенки, ориентированные на рефлексы восприятия
В природе сочетания цвета и света всегда гармоничны. Разрабатывая световую среду, также необходимо стремиться к максимальной естественности. Человек видит пространство таким, каким его представляет свет – он является инструментом, формирующим восприятие гармонии и целостности пространства.
Пример. Освещение в апартаментах в Весковском переулке введено в интерьер графическими приемами, дополняющими общее решение в геометрии и отделке, подчеркивая архитектуру пространства. Линейные системы, прямоугольники потолочных и настенных приборов, линия подвесного светильника организуют пространство потолка и стен.
Световые эффекты работают на восприятие пространства наряду с формой приборов. Светильники помогли создать необходимые световые контрасты в жилом пространстве, а также организовать сбалансированную световую среду без резких теней и световых пятен. Закарнизная подсветка помогает усилить контраст черно-белой графики. Сочетание светильников с разной оптикой позволяет создать равномерную освещенность с помощью световых приборов с широким светораспределением и задавать ритм световыми акцентами.
Жильцы могут легко настраивать сценарии освещения под свои потребности – за это отвечают поворотные светильники, также можно включать и выключать разные световые сценарии, поскольку для этого интерьера были продуманы группы освещения (рис. 3).
Рис. 3. Апартаменты в Весковском переулке
Архитектор: ub design Светодизайн: QPRO Фото: ub design
- Формообразующий свет: свет как строительный материал и средство моделирования формы, проявление наиболее выгодных текстур, глубины и объема, формирование характера пространства
Благодаря свету глаз человека определяет формы, объемы, текстуру. С помощью света и тени, даже не видя четких границ того или иного объекта, можно оценить глубину перспективы, объем и форму (рис. 4 а–в).
Рис. 4 а–в. Загородная резиденция в поселке Горки-1
Архитектор: ub design Светодизайн: QPRO Фото: ub design
Пример. Главная особенность загородного дома в коттеджном поселке Горки-1 – открытый брус, благодаря которому возникает ощущение тепла и уюта, а также ассоциации с традиционным русским колоритом. Округлая форма бруса служит украшением интерьера и играет декоративную роль, поэтому было важно подчеркнуть его с помощью освещения в темное время суток.
Современные линейные световые системы черного цвета выступают здесь в роли геометрических линий, очерчивая архитектурные формы интерьера и контрастируя с белым потолком. Трековые прожекторы позволили проявить фактуру и цвет натурального материала бруса.
Загородный дом наполнен предметами искусства, размещенными на стенах, которые эффектно подчеркнуты светом поворотных светильников. В их направленных лучах весь интерьер выглядит как экспонат, а его детали – как драгоценности из шкатулки.
Высокий показатель цветопередачи и теплый цвет света подчеркивают материалы отделки, в которых превалирует благородное дерево, передавая уникальный характер пространства, проявляя его объем и особенности.
- Свет как язык коммуникации: вызывающий эмоции, проявляющий чувства, несущий информацию, формирующий идентичность
Свет – это способ привлечь внимание, выделить объект среди множества подобных, повысить его узнаваемость и привлекательность. Свет помогает сообщить зрителю о свойствах объекта. С помощью света расставляются акценты. Свет создает настроение и влияет на эмоции (рис. 5а–в).
Рис. 5 а–в. Квартира на Плющихе Архитектор: ub design
Светодизайн: QPRO Фото: Иван Сорокин
Пример. В частной квартире на Плющихе с лаконичным дизайном освещение помогает дополнить дизайнерское решение и создать комфортную световую среду. В каждой зоне квартиры предусмотрено функциональное освещение, реализованное с помощью технических светильников, почти незаметных на поверхности потолка. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности. Эффектными акцентами в интерьере выступают декоративные светильники – они представлены в оригинальных формах, привлекая к себе внимание и участвуя в зонировании пространства.
Весь технический свет в квартире – от прожекторов до светодиодных лент – управляется по системе DALI. Управление освещением происходит с помощью клавишных диммеров, у которых также имеется возможность управления оборудованием с технологией tunable white (возможность включения теплых и холодных оттенков, а также переходов от одного к другому). Декоративные светильники тоже диммируются, а в некоторых есть функция регулировки освещения от прикосновения. Благодаря этим техническим решениям и технологиям происходит коммуникация между человеком и пространством – они будто находятся в связке и понимают друг друга с полуслова.
В интерьере продуман функционал создания разных световых сценариев, которые можно менять в зависимости от световых условий, выполняемых задач и ситуаций.
- Экологичный свет: бережное отношение к окружающей среде, эффективное использование дневного света, обеспечение целостности экосистемы, искусственный свет как новая среда обитания
К природе нужно относиться максимально тактично и бережно, учитывать ее законы и взаимосвязь каждого внедряемого решения. Став для человека частью новой среды обитания, искусственное освещение должно стремиться к естественности и органичности (рис. 6).
Рис. 6. Дом в Нижнем Новгороде
Архитектор: ub design/Оксана Парфенюк Светодизайн: QPRO Фото: ub design
Пример. Световое решение для ландшафта загородной резиденции в Нижнем Новгороде сдержанное, без излишнего света. Территория подсвечена акцентно, только там, где это необходимо, и в том количестве, которого достаточно для ориентации. Световое решение затрагивает небольшую зону ступенек, нижнюю часть крупных деревьев и границы дорожек. Освещение помогает ориентироваться и считывать пространство в темное время суток, оставляя место невербальной связи человека с природой. Ландшафтные светильники теплого белого света обеспечивают безопасное перемещение в темное время суток, оставляя остальную территорию в сумерках. Благодаря «низкому» и неяркому теплому свету жильцы могут наслаждаться окружающей растительностью, любоваться видом водной глади и слушать звуки природы.
Заключение
Осознанное проектирование освещения помогает создавать оптимальные условия для человека и окружающей среды. Современные технологии делают нашу жизнь удобнее и лучше, но не стоит забывать, что необходимо их «умное» использование, то есть освещение должно быть управляемым, а его применение должно быть обосновано и продумано.
Создать комфортную и гармоничную световую среду можно в случае, если в качестве эталона рассматривается природа. Вот почему компания QPRO в своей работе придерживается идеологии проектирования освещения «Свет по законам природы».
Ссылка на рисунки https://drive.google.com/drive/folders/12_lX8tSZkX8kkLL9BGVEsyXUCxaURP6i?usp=sharing