Объем рынка нитридо-галлиевых светодиодов (GaN), увеличившийся в прошлом году на 60%, в 2011 г. вырастет лишь на 1% и достигнет 8,7 млрд долл., утверждают аналитики IMS Research в своем новом ежеквартальном отчете «Quarterly GaN LED Supply/Demand Report».
В числе причин снижения темпов роста называются следующие.
- Более медленный, чем ожидалось, рост рынка систем подсветки, где на долю GaN-светодиодов приходится свыше 60% продаж. Этот сегмент сократится на 3% в 2011 г. до 5,4 млрд долл. несмотря на то, что количество проданных модулей увеличилось на 36% за счет значительного снижения цен. В прошлом году этот сегмент рынка вырос на 80%.
- Объем поставок светодиодов более чем в два раза превышает спрос за счет существенного роста производственных мощностей. Ожидается, что превышение над спросом в 2011 г. увеличится по сравнению со второй половиной 2010 г.
- Дальнейшее увеличение объемов поставок светодиодов приведет к тому, что средние продажные цены (ASP) на светодиоды снизятся на 44% в 2011 г. Смешанная ASP составит 21%. Поскольку цены на продукцию падают медленнее, чем ожидалось, из-за меньшего спроса, рентабельность производства большинства производителей светодиодов снижается.
Доходы от продажи корпусированных светодиодов по приложениям, млрд долл. (Источник: IMS Research, август 2011 г.)
Согласно IMS Research, объемы продаж во всех сегментах светодиодных систем для подсветки снизятся в 2011 г. кроме рынка подсветки для телеприемников, который вырастет на 13%. Однако этого роста недостаточно для компенсации невысокого спроса в других сегментах. Кроме того, рынок светодиодов для телеприемников увеличивается в 2011 г. ниже ожидавшегося уровня из-за вялого спроса в развитых странах, которые являются основными покупателями ТВ со светодиодной подсветкой, и рынков развивающихся стран, чувствительных к ценам на эту продукцию. В результате аналитики IMS Research понизили свои предыдущие прогнозы роста мирового рынка светодиодов для ТВ с 45 до 43% в 2011 г. и с 73 до 68% – в 2012 г.
Рынок светотехники является самым быстрорастущим сегментом корпусированных светодиодов в 2011 г. – объемы продаж на нем достигнут 24%, или 1,7 млрд долл., что составляет 20% всех доходов от продаж корпусированных светодиодов и на 16% выше, чем в прошлом году. Несмотря на такие показатели, ожидается, что доля продаж светодиодов в штучном выражении в 2011 г. составит 1%, или 14% от всех доходов рынка светотехники.
Аналитики IMS Research ожидают, что доходы от продаж корпусированных светодиодов увеличатся к 2015 г. за счет повышения спроса на панели подсветки и системы освещения в 2012–2013 гг. В 2014–2015 гг. спрос на светодиоды для систем освещения будет компенсировать насыщение рынков панелей со светодиодной подсветкой. Однако к 2016 г. рост доходов от продаж систем освещения замедлится, и не сможет компенсировать слабый спрос на рынке панелей для подсветки, положение которого ухудшится, в т.ч. из-за конкурентных преимуществ использования AMOLED.
Ожидается, что доходы от продаж светодиодных ламп и светильников достигнут 74 млрд долл. в 2020 г. Их доля составит 42% в штучном выражении и 73% – в денежном на рынке светотехники. Доходы увеличатся в результате снижения себестоимости и цен на светодиоды, а также принятых во всем мире законов о запрете использования ламп накаливания. Однако к 2020 г. рост рынка светодиодов замедлится из-за повсеместного распространения этой продукции и ее продолжительного срока службы. Доходы от продажи светодиодных ламп начнут падать с 2018 г.
За последний квартал поставки светодиодных панелей для ТВ выросли на 22% относительно предыдущего квартала и на 82% – по сравнению с прошлогодним показателем, однако они оказались на 10% ниже прогнозировавшихся поставщиками. Компания LG Display по-прежнему занимает первое место по поставкам ТВ-панелей, тогда как Samsung лидирует в потреблении светодиодов для ТВ.
Поставки светодиодных панелей для мониторов выросли на 5% относительно предыдущего квартала и на 115% – по сравнению с прошлогодним показателем. Доля доходов от их реализации составляет 43%. Поставки этих панелей во II кв. текущего года оказались на 13% ниже ожидавшихся из-за вялого спроса на рынке мониторов. Компания LG Display лидирует в потреблении панелей для мониторов, а также в потреблении светодиодов и светодиодных панелей.
Впервые во II кв. 2011 г. в дисплеях ноутбуков стали использоваться только светодиоды. LG обогнала Samsung по потреблению панелей для ноутбуков и светодиодов.
Ожидается более масштабное использование светодиодов на автомобильном рынке, а также увеличение их количества из расчета на одно транспортное средство.
В новом отчете IMS Research также анализируется состояние дел, и даются прогнозы относительно поставок MOCVD-реакторов, производственных мощностей поставщиков светодиодов.