В долгосрочной перспективе спрос на светодиоды невелик, и многие производители пытаются найти альтернативные методы изготовления этой продукции.
В текущем году расходы на приобретение оборудования для изготовления светодиодов сократятся на 9,2% по причине невысокого спроса и консолидации производственных мощностей.
Согласно прогнозу LED/Opto Fab Forecast отраслевой ассоциации SEMI, расходы на оборудование для изготовления светодиодов снизятся до 1,68 млрд долл. в 2013 г., тогда как в прошлом году этот показатель составил 1,85 млрд долл. В 2014 г. эти расходы станут еще меньше и не превысят 1 млрд долл.
Мощности по производству светодиодов во всем мире будут расти в 2013 г., достигнув 2,57 млн 4-дюймовых пластин в эквивалентном выражении, что на 24% выше показателя прошлого года (см. диаграмму). Однако рост мощностей за период 2013–2014 гг. составит лишь 12%.
Рост мощностей производства светодиодов во всем мире
Слабый спрос на светодиоды
В настоящее время производители светодиодов пытаются понять неопределенную рыночную ситуацию и возможности альтернативных технологий изготовления этой продукции.
Сокращение инвестиций в оборудование по изготовлению светодиодов связано с тем, что спрос на корпусированные светодиодные компоненты достиг или вот-вот достигнет пикового уровня, несмотря на растущий спрос на светодиоды для твердотельного освещения. В прошлом году компания Strategies Unlimited опубликовала прогноз, где утверждалось, что спрос на светодиоды достигнет максимального уровня в 2012–2013 гг. при объеме в 13,3 млрд долл., а в 2014 г. этот показатель опустится ниже 13,0 млрд. долл.
Среди причин слабого спроса в долгосрочной перспективе называется сокращение числа светодиодов из расчета на одну систему подсветки. Кроме того, достаточно продолжительный срок службы светодиодных систем является причиной сокращения рынка ламп, предназначенных для замены устаревших источников света.
GaN-на-кремнии
В отрасли по-прежнему наблюдается избыток производственных мощностей для изготовления светодиодов, что увеличивает ценовое давление на светодиодную продукцию. Понимая это, производители не спешат делать новые инвестиции. Низкий коэффициент загрузки мощностей также не способствует переходу на 6-дюймовые сапфировые пластины.
Кроме того, на рынке стали появляться новые изделия на основе технологии GaN-на-кремнии, что осложняет анализ ситуации. В прошлом месяце компания Toshiba заявила о запуске производства светодиодов с белым свечением из 8-дюймовых пластин на основе технологии GaN-на-кремнии. Ожидается, что ежемесячный объем этого производства составит 10 млн ед.
Немецкая компания Azzurro Semiconductors заявила о том, что тайваньскому производителю светодиодов Epistar удалось перенести светодиодные структуры на 150-мм образцы GaN-на-кремнии и эта компания стремительно осваивает 200-мм технологию. Известно также, что ее возможности активно изучают компании Philips, Osram и Samsung.
Технология GaN-на-кремнии может существенно изменить светодиодный рынок. Аналитики из компании Yole Developpement считают, что стоимость светодиодов значительно сократится, если удастся достичь эквивалентного выхода продукции на основе сапфировых технологий с использованием 200-мм линий. За последние 1,5 года цены на сапфировые подложки существенно сократились, что отчасти нивелировало преимущества кремниевых подложек. Помимо поиска наиболее рентабельной технологии изготовления подложек усилия производителей будут, в первую очередь, сосредоточены на повышении выхода годной продукции, а не на увеличении мощностей и коэффициента использования. Те поставщики оборудования, материалов и технологий, которым удастся обеспечить достаточно высокую рентабельность за счет повышения выхода годной продукции, смогут укрепить свое положение на рынке со слабеющим спросом.
Китай стремится стать лидером на светодиодном рынке
12-й пятилетний план развития экономики Китая был принят в 2011 г. В нем, в частности, было заявлено стремление этой державы и в дальнейшем развивать технологии твердотельного освещения. И хотя расходы на реакторы MOCVD (метод химического осаждения из паров металлорганических соединений) существенно сократились по сравнению с 2010–2011 гг., Китай остается первым среди других регионов по объему инвестиций в это производство.
В текущем году Китай будет самым крупным рынком оборудования для производства светодиодов. Планируется, что объем расходов на соответствующее оборудование составит 667 млрд долл., или 40% от всего объема расходов глобального рынка, что в два раза превышает инвестиции Японии – второго крупнейшего рынка оборудования. В 2011 г. Китай израсходовал свыше 1,2 млрд долл. на оборудование для производства светодиодов. Если в 2006 г. в Китае было всего лишь 16 фабрик по изготовлению светодиодов, то теперь их число выросло до 82. К настоящему времени почти все национальные и региональные программы субсидирования этого рынка свернуты, однако китайское правительство по-прежнему стимулирует развитие всех сегментов светодиодной отрасли.
Китайский рынок является основным потребителем светодиодов для рекламных табло, дисплеев мобильных телефонов, телевизоров и осветительных приборов, где используются мало- и среднемощные светодиоды, на выпуске которых, в основном, специализируются китайские поставщики. Для Китая рациональное использование электроэнергии за счет внедрения твердотельных технологий является национальным приоритетом.
Большинство экспертов прогнозирует дальнейшую консолидацию китайской светодиодной отрасли, в результате которой появится одна или две глобальные компании. И хотя большая часть производственных мощностей Китая не задействована, модернизируется или устарела, такие компании как SanAn и ETi будут инвестировать в освоение новых технологий и обновление производства в ближайшие два года.
Структура отрасли
Еще одним вопросом, вызывающим беспокойство у участников светодиодной отрасли, является то обстоятельство, что 70% светодиодной продукции поставляют лишь 10 компаний, большая часть которых непосредственно занимается изготовлением осветительных систем. Все в Интерес инвесторов к производству светодиодных компонентов снижается.
В обозримом будущем инвестиции в производство светодиодов будут носить ограниченный характер, что связано с дальнейшим сокращением средних отпускных цен, смягчением спроса, вертикальной интеграцией рынка и ростом поставок качественной продукции из Китая.