В детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на зрительные функции и работоспособность зрения. Поэтому в классных помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
Классные комнаты + акцентное освещение
Основные гигиенические требования к условиям освещения в классных комнатах заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов, отсутствии прямой и отраженной блескости. Крайне нецелесообразны в классной комнате слепящие источники света. При взгляде на ярко освещенный предмет или яркий свет зрачок сужается гораздо быстрее, чем расширяется после взгляда на нормально освещенный предмет. При этом ребенок плохо различает текст или предметы. Например, светильники с двойным светораспределением позволяют свободно размещать столы, снижают блики и делают освещение комфортным. Чтобы удовлетворить требования СанПиНа, необходимо использовать светильники с электронными пускорегулирующими аппаратами. Для освещения школьных досок, плакатов необходимо использовать световые приборы со специальной конфигурацией оптической системы, которые распространяют световой поток именно на ту поверхность, которую требуется осветить.
Сколько света нам нужно?
Особенность физиологии человека такова, что на зрение он может полагаться только при необходимом количестве света. Чем этот свет качественнее, тем лучше и быстрее усваивается материал, тем меньше усилий необходимо приложить для распознавания текста, цвета и т.д. Слишком малое количество света, блики, тени, искажение цвета приводят к ослаблению нашего внимания и быстрой утомляемости, ухудшению зрения, что является немалой проблемой в настоящий момент для большинства школьников. Так сколько же света нам нужно?
Для примера, освещение на улице составляет от 6 тыс. лк в облачный день до 100 тыс. лк в солнечный день. Как правило, для письма и чтения достаточно 500 лк, а для рисования и зрительно сложных задач освещенность должна составлять уже не менее 750 лк. Основные минимальные требования для различных помещений приведены в таблице на с. 13. Большинство людей находит более высокие уровни освещения более комфортным.
Блики и пульсация ламп утомляют глаза
Блики являются одной из самых неприятных зрительных проблем. Слишком яркие блики от ламп и окон влияют на восприятие зрительной информации и затрудняют нашу работу.
Пульсация светового потока разрядных (люминесцентных ламп, ДРЛ, МГЛ и т.д.), незаметная для невооруженного человеческого глаза, приводит к быстрой утомляемости и способствует ухудшению зрения. Все мы не раз наблюдали через объектив фотокамеры мигающие полосы на экране монитора или телевизора. Это и есть та самая пульсация, которая постоянно оказывает дополнительную нагрузку на нервную систему человека. Существуют специальные обязательные нормы, которые определяют этот показатель.
Если задача обеспечения необходимого уровня освещения и его равномерности решается количеством и расстановкой светильников, то блики и пульсация требует более внимательного подхода, т.к. не всякий светильник решает эти задачи.
Задачу устранения прямых и отраженных бликов решают светильники с рассеивателями или экранирующими решетками, имеющими большой защитный угол.
Для устранения пульсации необходимо использовать только светильники с электронным балластом (ЭПРА). Использование ЭПРА поможет существенно снизить расход электроэнергии.
Что нужно для правильного освещения?
Для сохранения здоровья и максимально эффективного обучения, а также для создания приятной и комфортной обстановки в любом помещении требуется правильное и профессионально созданное освещение. Особое значение это имеет в детских школьных и дошкольных учреждениях. Ключевые требования, которые необходимо учитывать для создания хорошего освещения, следующие.
1. Соблюдение норм освещенности для различных помещений.
2. Контроль бликов и пульсаций светового потока.
3. Безопасность и энергоэффективность.
Освещение компьютерных классов
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку она снижает контрастность и яркость изображения. Также необходимо максимально снизить блики на экранах мониторов, в т.ч. от светильников.
Светлый потолок в кабинете создает приемлемое распределение яркости и более комфортные условия для тех, кто находится в классе.
Рекреации, актовые залы, холлы
Эти помещения лучше всего формируют мнение посетителей об учебном заведении. Поэтому освещение в них должно быть функциональным, комфортным и эстетически привлекательным. Освещение с теплыми тонами создает уютную атмосферу в помещении. Хорошая цветопередача источников света обеспечивает правильное восприятие предметов и их цветов. Лица людей должны быть без теней и хорошо видны. Недопустимы открытые лампы и блескость от них, а также создающиеся тени. Для этих помещений идеально подходят светильники больших размеров.
Спортивные помещения
С каждым годом спортивные помещения оборудуются все более современным оборудованием. Также не стоят на месте и технологии для спортивного освещения. Свет должен быть подобран для занятия конкретным видом спорта и учитывать все особенности нахождения и взаимодействия учащихся. Светильники должны быть хорошо экранированы во всех направлениях. Для данного типа помещений целесообразно использовать осветительные приборы с повышенной устойчивостью к механическим нагрузкам или с защитными решетками от повреждений. В качестве источников света предпочтительны люминесцентные лампы или газоразрядные лампы высокого давления.
Лестничные марши, коридоры, туалетные комнаты, подсобные помещения
При освещении коридоров, лестничных маршей следует учитывать равномерность освещенности и ее уровень. Не допускается наличие темных участков, также необходимо исключить возможность травмирования из-за плохого освещения. Открытые источники света не должны быть видны при взгляде на осветительный прибор. Коридоры и лестницы являются запасными выходами для эвакуации и должны иметь соответствующую маркировку. В туалетных комнатах и подсобных помещениях лучше устанавливать светильники с большим сроком работы: например, светодиодные светильники с рассеивателями, которые создают достаточный уровень освещенности, длительное время не требуют обслуживания и замены.
«Чистые помещения»: столовые, лаборатории, медицинские кабинеты
Для чистых помещений необходимо использовать специальные светильники с повышенной степенью защиты от пыли и влаги, а также агрессивных сред. В медицинских кабинетах часто используются специальные потолки системы Clip-in, которые обеспечивают соблюдение гигиенических и санитарных норм. Для таких систем требуются индивидуальные осветительные приборы, которые должны четко соответствовать данным типам потолков. При освещении столовых необходимо придерживаться следующих правил: освещение
мест приема пищи должно быть неслепящим, комфортным, цвета должны быть естественными и неискаженными. Как правило, в «чистых помещениях» применяют светильники с люминесцентными лампами, плотно закрытыми рассеивателями из пластика или специального стекла.
Прилегающие территории
Самая главная задача, которая стоит перед освещением прилегающих территорий учебных заведений – предотвращение травматизма. Освещение должно быть достаточным для безопасного передвижения учащихся. Особенно актуально это требование в зимний период, когда уроки заканчиваются в темное время суток. Вторая задача – эстетическая. Качественное освещение подчеркивает архитектурные формы и повышает привлекательность здания. Для освещения прилегающих территорий могут использоваться различные типы светильников, но все они должны быть разработаны специально для наружного применения: иметь соответствующую степень защиты и климатическое исполнение.
Аварийное освещение
Безопасность в учебном помещении обеспечивает аварийное и эвакуационное освещение. Данный тип освещения проектируется задолго до строительства и предусматривает безопасную эвакуацию учащихся из помещений в случае необходимости. В настоящее время ассортимент светильников для аварийного освещения существенно расширился и пополнился новыми изделиями на основе светодиодов. Применение светодиодов позволило сделать светильники долговечными, лучше различимыми и, соответственно, повысить безопасность.
Датчики и системы управления
Современное помещение уже трудно представить без систем управления. Тем более, если это помещение, в котором постоянно находятся дети. Системы управления позволяют создавать оптимальные условия пребывания, автоматически управлять освещенностью в зависимости от времени суток, наличия естественного света, присутствия людей, а также существенно экономить электроэнергию. Самая простая система управления освещением состоит из датчика и светильника. В современных системах присутствует много электронных компонентов и логических устройств, которые позволяют сделать пребывание людей в помещении комфортным и безопасным, а детей – здоровыми.
Как вписаться в бюджет и снизить затраты?
Зачастую оценка стоимости освещения производится по стоимости закупаемого оборудования и его установки. При этом часто не учитывается ряд неочевидных затрат. Светильники необходимо не только закупить и поставить, но и обслуживать, а также производить замену. Правильно выбранный и смонтированный светильник поможет не только соблюсти все необходимые нормы и добиться оптимального освещения, но и сэкономить как минимум 30% электроэнергии и даже большие средства на замену и обслуживание световой установки в школе.
Например, светильники с электронным балластом позволяют использовать и другие современные устройства по управлению освещенностью, что существенно снижает расходы на электроэнергию. Датчики присутствия и освещенности обладают способностью самостоятельно регулировать количество света в классе или выключать свет в коридоре во время уроков, когда в нем никого нет.
Авторы: Виктор Милюк и Елена Семенова