Свет в музее является наиболее значительным инструментом при демонстрации экспоната. Ведь в музеях, обычно, трогать экспонаты руками запрещается и остаётся три пути взаимодействия с чувствами посетителя: зрение, обоняние и слух. Светодизайнерам, в первую очередь, интересен первый путь взаимодействия – через визуальную составляющую. Хотя, сочетание со вторым и третьим также возможны.
Длинная цепочка согласований
Надо сказать, что музеи, особенно классические, это организации очень консервативные и в этом их суть — сохранять культурное наследие и делиться им с людьми, стараясь продлить жизнь каждого экспоната на многие и многие поколения посетителей. Все это обеспечивается целым комплексом служб музея. Светотехнический проект зачастую входит в состав проекта реставрации или строительства. При его разработке необходимо взаимодействовать и проводить согласования со всеми, начиная от хранителей, архитекторов, техническими отделами и службами пожарной безопасности, охраны. Отсюда одна из особенностей реализации проекта в музее — довольно сложный и длительный путь согласований и реализации.
Ценят качественное оборудование
Еще один момент в работе с музеями – отношение к технике, оборудованию. Как правило, окупаемость его не стоит на первом месте и необходимо понимать целесообразность и надёжность предлагаемых решений, то есть качество оборудования здесь будет на первом месте.
Ещё одна особенность работы с музейным освещением — нестандартные решения. Бывает, что в процессе работы над проектом необходимо придумать решение оригинальное и реализуемое для одной конкретной задачи, что влечет за собой необходимость разработки дополнительных элементов (конструкций, крепления, оптических модулей, световых приборов и т.д.) Необходимо отметить, что музеи предъявляют наивысшие требования к качеству оборудования для освещения экспозиции. Ведь, кроме просто технических характеристик — оптических (ширина луча, его спад, ограничения, тенеобразование, слепимость), качества света (индексов цветопередачи, цветовой температуры и др.), механических и электрических свойств (способа крепления, напряжения питания, потребляемой мощности), есть ещё и эксплуатационные свойства. Такие как: долговечность, надежность, удобство обслуживания, наличие запасных частей в долгосрочной перспективе, универсальность систем, заменяемость.
Ввиду бурного развития технологий, с переходом на светодиодные источники света, эти вопросы в ряде случаев остаются весьма сложными для ответа.
Как работать с чувствительными экспонатами
При работе с любыми экспонатами важно определиться с максимальными уровнями освещенности. Существуют несколько стандартных типов экспонатов по светочувствительности, но для них даются ориентировочные значения, рассчитанные исходя из среднего количества часов экспозиции в год для усредненного спектра источника света, в каждом конкретном случае требуется консультация с отделами хранителей музея. Особенно это касается светочувствительных экспонатов из бумаги, тканей, дерева или чрезвычайно ценных предметов искусства, для которых специальным образом разрабатывается не только система освещения, но и программа доступа посетителей, температурный и влажностный режимы, строго ограничивающие разрушающее влияние среды на экспонат.
Дальше уже можно продумывать саму световую среду, драматургию, интеграцию оборудования в выставочное пространство.
Сложности работы с историческими зданиями
Сложности с историческими помещениями могут быть разнообразными. Например, часто нельзя использовать потолок для размещения оборудования в силу его конструктивных особенностей и/или художественной ценности. Здесь могут быть использованы приёмы напольного или настенного размещения световых приборов. В случае временных выставок целесообразно интегрировать световые приборы в экспозиционные конструкции.
Но современное оборудование всегда будет инородным в исторических интерьерах, оно всегда будет противопоставлено, скажем, «историческим» бра и люстрам. Поэтому, оно должно быть скрыто, не брать на себя декоративную функцию — не быть стилизованным. Лучше — если оно будет наиболее лаконичным по форме и будет выполнять свою прямую функцию по оптимальному освещению экспоната.
Плоскостные и объемные
Экспонаты можно также разделить на плоскостные и объемные. Условно – картины, фрески, панно, плакаты, фотографии, газеты – это плоскостные экспонаты, а – скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, элементы интерьера, мебель, одежда, оружие, посуда, вазы – объемные. Однако, к примеру, поместив картину на холсте внутрь стеклянного бокса в центре зала, мы получим уже объемный экспонат, обозреваемый со всех сторон.
В любом случае, ключевым будет выбор направления, интенсивности, оптических свойств, количества, характера светораспределения светового прибора. Также необходимо учитывать направления взглядов и движения посетителей, отражения источников света в поверхностях.
Если экспонат — это средних размеров картина на стене, то, зачастую, достаточно одного светильника, имеющего световой луч нужной формы, направленный под корректным углом.
Для объемных экспонатов все намного сложнее, тут работает моделирующая способность света, но стоит помнить и о слепящем эффекте. Ещё одна особенность некоторых экспонатов – прозрачность, светопропускание. Например, для стеклянных ваз, украшений, витражей, свет должен проходить сквозь материал экспоната, определять его восприятие как светопрозрачного, светорассеивающего, показывать его объемную структуру.
Образовательная площадка InterlightDesignAcademy будет открыта 10-13 сентября в ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставк.и InterlightRussia | IntelligentbuildingRussia. Для посещения выставки и образовательных площадок необходима регистрация: