В этом году при поддержке федеральных органов власти и отраслевых ассоциаций мы запускаем Евразийскую Светотехническую премию «Золотой фотон». Цель – определить лучшие компании, ориентированные на создание инновационных, энергоэффективных продуктов, нацеленные на максимальное удовлетворение потребностей конечных потребителей, устанавливающих высокие требования к качеству продукции, а также помочь заказчикам в выборе лучшей светотехнической продукции и партнеров для сотрудничества.
Эта премия в феврале 2018 года станет главным отраслевым мероприятием, которое позволит выявить компании, достигших значительных успехов и отметить заслуги талантливых предпринимателей, топ-менеджеров, формирующих светотехническую отрасль стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
— Сергей, а насколько российская продукция на светотехническом рынке конкурентноспособна, например, с Китаем?
Если говорить про рынок ламп, то бороться с Китаем тяжело. Объясню почему. Как любой электронный прибор, лампочка, состоит из разных электронных компонентов и Китай является ведущим производителем этих компонентов. То есть по себестоимости мы вряд ли сможем бороться, а вот по качеству, однозначно, да. Но, как я уже говорил, качество подразумевает и высокую цену. В России были попытки производить лампы высокого качества, но из-за дороговизны, их не покупали. Поэтому производство пришлось остановить. Именно поэтому сейчас 99,5 процента рынка занимают импортные лампы. В России есть крупный производитель ламп накаливания — завод «Лисма» в Саранске. Они несколько лет назад начали производить светодиодные филаментные лампы. Хотя объемы производства пока не очень большие, но продажа идёт достаточно успешно, даже на экспорт.
А как обстоит ситуация на рынке светодиодных светильников?
Да, здесь совсем другая ситуация: до 2014 года, в то время когда доллар стоил 30 рублей, около 60% рынка занимали российские производители, а вот с 2015 года российский производитель был вынужден уступить рынок дешевым китайским светильникам. И тем не менее, сейчас доля российских производителей рынке — около 45%.
Современный российский завод по производству светильников легко может конкурировать с ведущими европейскими производителями. К слову, в 2016 году мы увидели, что российский производитель начал ориентироваться на экспорт. Правда, это направление медленно развивается, потому что на западных рынках свои правила игры, свои нюансы и нужно время, чтобы научиться там работать. Но начало положено!
— Как на светотехническую отрасль повлияли санкции? И в целом, как Вы оцениваете перспективы рынка?
Санкции против российских светильников не вводили, равно как и Россия не ограничивала поставки светотехники из Европы или Китая. Другое дело, что санкции повлияли на экономику страны, они повлияли на спрос со стороны заказчиков. Но для светотехнического рынка ситуацию облегчает то, что Правительство РФ уделяет внимание стимулированию спроса на энергоэффективную светотехнику, в частности, в бюджетном секторе, в уличном дорожном освещении. Например, в 2016 году были приняты постановления Правительства РФ, которые напрямую предписывают бюджетные учреждениям провести модернизацию осветительных систем при этом отдавая предпочтение российским производителям. И к 2020 году в регулируемых оргнаизациях доля используемых светодиодных светильников должна составить не менее 75%. С моей точки зрения, если будет обеспечен контроль за исполнением этого постановления, то оно вызовет спрос со стороны государственных и муниципальных заказчиков на российские светодиодные светильники. Огромный потенциал роста рынка светодиодной светотехники очевиден.
— Следите ли вы за тем, как освещены города России, как модернизируется улично-дорожное освещение?
Лучше всего освещен г. Санкт-Петербург (освещено 100% улиц), а вот хуже всего с освещением ситуация обстоит в Ингушетии — всего 12% улиц освещено.

С точки зрения энергоэффективности дорожного освещения, то здесь еще много возможностей для улучшений — доля светодиодных светильников даже в самы продвинутых субъеках РФ не превышает 46%.