Приводится ряд соображений автора по архитектурно-художественному освещению городов: его роли, видах и особенностях; путях развития; световой инсталляции; подготовке светодизайнеров и др.
Ни один современный город просто невозможно себе представить без фантастических образов, в которые превращаются памятники архитектуры прошлого и современные постройки благодаря изобретательному ночному оформлению, освещению исторических и архитектурных памятников – область творческой деятельности, которая имеет свою историю и свои тенденции развития. Назначение её многофункционально.
Освещение городов служит не только средством обеспечения безопасности передвижения людей и транспорта, но также дополняет архитектурно-художественное оформление города в дневное, вечернее и ночное время. Кроме собственно уличного освещения, на главных площадях и крупных магистралях городов имеются круглосуточно освещённые витрины магазинов, стенды, светящиеся указатели переходов, домовые фонари, иллюминированные рекламные установки. Освещение парков, скверов и фасадов зданий на основных магистралях, дополняя общий вид освещённых городских ансамблей, объединяется художественным замыслом, положенным в основу архитектурного решения и планировки города.
Один из крупнейших архитекторов Италии нового времени Джио Понти писал «…об исключительных возможностях, предоставляемых нам освещением» и о картине ночной панорамы города, имеющей «…вид светлой сказочности и колоритности». Искусственный свет предназначен не только для того, чтобы выделить ночью композицию дневной архитектуры, но и для создания нового облика, который вызывает при ночном созерцании разнообразные, порой фантастично-поэтические образы и ощущения, большей частью духовные, надматериальные, какой и является сама природа света».
Идеи зодчих и дизайнеров по художественному решению городского освещения сегодня находят разнообразное практическое применение. В частности, активно используются рекомендации избегать многочисленных опор с осветительными приборами, стремиться к «вкраплению» этих приборов на участках стен и под карнизами крыш зданий, привязывать их к архитектурному ритму фасадов, решать свет в созвучии со стилем окружения, добиваться гармоничной соразмерности и масштабности опор, кронштейнов и других компонентов осветительного оборудования.
В палитре средств и приёмов архитектурного освещения зданий в зарубежных городах заметны, с одной стороны, некоторый перевес систем заливающего света и относительно широкое применение локального освещения фасадов зданий и их элементов.
Характер отдельных элементов и частей зданий, их пропорции, фактура их поверхностей, воздействующие на нас цветом и формой благодаря выразительному свету, вызывают сложные ощущения, создающие в сознании подобие дневных образов наблюдаемых предметов. Таков путь, встав на который, архитектор использует воздействие света на сетчатку наших глаз, чем формирует в нашем сознании определённый характер восприятия своего произведения. С полным правом можно утверждать, что основным средством выразительности при восприятии архитектурного произведения является свет.
Можно выделить семь основных направлений, сфер деятельности архитектора и дизайнера, тех средств художественной выразительности, которые формируют эстетику городской среды сегодня. Это цвет и свет в архитектуре, ландшафтный дизайн (мощение, «зелёная архитектура», и т.п.), городской дизайн (в значительной мере определяющий рисунок мостов, ограждений, решёток и т.п.), легко возводимые конструкции (павильоны, киоски и т.д.), произведения монументально-декоративного искусства и наружная реклама.
Свет в этом ряду – один из важнейших факторов, участвующих в формировании современной городской среды. Свет способствует выявлению художественно-пластической структуры фасада, цвета и фактуры зданий в дневное, вечернее и ночное время. Свет способен кардинально менять художественный образ архитектурных объектов. К примеру, с помощью источников света с цветными светофильтрами можно придать зданию определённый оттенок и сделать комплекс одинаково освещённых зданий всегда узнаваемым.
Рассматривая тему ночного архитектурного освещения, стоит заметить, что здания, наполненные определённым смысловым содержанием, функционально входящие в ту или иную группу, можно и соответственно освещать, придавая этим архитектурному освещению новые декоративные свойства. Так, кафе и магазины можно освещать тёплым, придающим дополнительную привлекательность и вместе с тем не отвлекающим от световой рекламы, светом. Объектам культуры, культовым, жилым и промышленным объектам грамотным архитектурным освещением можно придавать свой доминирующий цвет. Это сообщает архитектурным сооружениям дополнительную знаковую выразительность и узнаваемость.
Архитектурное освещение может стать подлинной «световой архитектурой», если искусственный свет (или, точнее, освещение искусственным светом) сможет создавать оригинальные пространственные эффекты, которые возникают и исчезают вместе с искусственным светом. Поэтому следует считать, что к примерам «световой архитектуры» относяться лишь такие произведения светодизайна, выразительность которых обусловлена предложенной для них, по замыслу автора, оригинальной системой искусственного освещения. Эффект «волшебства», создаваемый «световой архитектурой», исчезает в момент выключения искусственного архитектурного освещения здания.
Широкие возможности творческого использования разнообразных источников света создали предпосылки к поискам новых путей в решении задач искусственного освещения, явились стимулом к изучению и разработке художественных методов применения искусственного освещения. Для этих поисков характерно новое содержание, вкладываемое в понятие «креативное видение», отразившееся в живописи и графике, а также в других видах изобразительных искусств; ярче всего это направление выразилось в современной архитектуре. Светотехника становится важным средством достижения стоящих перед архитектурой целей, и в первую очередь целей художественного порядка. Именно с её помощью может быть задействован новый инструмент архитектурной выразительности – искусственный свет, создающий ему одному свойственную среду. Данная возможность в руках художника-архитектора может привести к новому «стилю освещения» города.
Концепция архитектурно-художественного освещения зданий базируется на использовании современных автоматически управляемых «интеллектуальных» прожекторов, предназначенных для реализации технических решений «световой архитектуры». Это позволяет программными средствами при одной и той же конфигурации осветительных приборов плавно менять облик наружного освещения (иллюминации). Архитектурные прожекторы помогают высвечивать на общем фоне фасада здания его отдельные архитектурные элементы: колонны, карнизы, откосы и т. п. Этот эффект не зависит от изменения цвета и оттенков общего фона фасада. В период проведения Фестивалей Света, а также в отдельных торжественных случаях применяются «движущиеся» на фоне освещенного фасада световые изображения, символы, логотипы и орнаменты, приём, получивший название «videomapping».
Пользоваться искусственным освещением приходится осторожно и деликатно. И чем тоньше проектный подход, тем неожиданнее бывает художественный эффект. Так, интенсивный заливающий свет растворяет в себе декоративное убранство, если оно недостаточно крупно, делает поверхность плоской, размывает осязаемые границы. А локальное освещение незаменимо в обрисовке абриса колонн, пилонов и т.п. Изящно скользящий световой пучок делает видимым даже то, что может оставаться незамеченным в пасмурные дни, когда гаснут светотени. Подобное освещение акцентирует внимание на скульптурном украшении, декоре и на всём здании в целом. Специалисты также комбинируют виды освещения, особенно в случае культовых сооружений – храмов, часовен, колоколен.
Творческая практика открывает новые приёмы световых инсталляций, таких как световая графика, когда ярко обрисовываются основные контуры здания или на грубую поверхность проецируются цветные изображения. Сегодня светодизайнеры научились создавать разные монохромные и полихромные иллюзии на поверхностях зданий. Жизнеспособной оказалась идея «визуальной реконструкции» исторических силуэтов – шатров, куполов, шпилей, фронтонов, башен и арок посредством светящегося каркаса утраченной постройки. Стремительно формируется новая световая панорама ночного города, в котором не только «светло как днём», но видны ещё и масштабы застройки, её достопримечательности. Разумеется, осуществить это можно лишь при двух условиях: сначала создаётся «сценарий» или художественная концепция основных композиционных и светотехнических приёмов, а затем обеспечивается координация действий всех осветительных систем.
Ещё одним направлением светового дизайна является организация освещения фасадов зданий, витрин, навесов и козырьков над входами в дневное время. Необходимость в использовании подобных приёмов освещения появилась ещё в 1930-х годах в связи с развитием коммерческих учреждений: казино, ресторанов, супермаркетов, варьете и т.п. Сегодня ряд зон города, особенно пешеходных, изобилует соответствующими установками, часть из которых обладает функциональным значением и явными художественными достоинствами.
Сегодня очевидно, что ночному городу нужен особые специалисты – светодизайнеры, поднимающие проблемы освещения городов до уровня искусства. Они должны научиться так же уверенно «конструировать» световую среду, как традиционно её формируют в материально-пространственных формах. По существу, на наших глазах рождается специализация по подготовке архитекторов-дизайнеров, занимающихся архитектурным освещением. Данному направлению уделяют внимание в МАрхИ, МГХПА им. С.Г.Строганова, КГАСУ и некоторых других вузах нашей страны.
Автор: Назаров Юрий Владимирович, Ректор НОУ «Национальный институт дизайна». Член-корр. Российской Академии художеств. Президент Союза дизайнеров РФ. Лауреат Государственной премии РФ. Заслуженный деятель искусств РФ