Доклад Дамира Исмагилова – главного художника по свету Большого Театра, заслуженного деятеля искусств России
Скачать буклет об истории и проведенной реставрации здания Большого театра
Светотехнический комплекс Постановочного освещения Большого театра представляет собой уникальную сложнейшую систему, состоящую из следующих направлений:
-силовая электрическая часть,
-система управления,
-осветительное оборудование
Очень важно чтобы все компоненты системы работали слаженно, как часовой механизм.
Результат успеха– это комплексная работоспособность всех систем.
В Большом театре после реконструкции установлено силовое диммерное оборудование производства компании
ADB Бельгия: модели EURODIM 3, и EURORACK 60.
В настоящее время функционирует 2121 диммерный канал:
Из них 1554 каналов по 3kW и 567 каналов по 5kW .
В театре имеется три диммерных помещения :
1-я диммернаярасположена на уровне +9 – это основная диммерная. Электропитание 1-го софита, осветительных лож зрительного зала, порталов, осветительных галерей и галереи под колокольней;
2-я диммернаярасположена на уровне -2 — электропитание арьера сцены;
3-я диммернаярасположена на уровне -6 — электропитание планшета сцены и подъёмно-опускных площадок.
Кроме диммерных помещений, диммерные шкафы установлены на кранбалках 2, 3, 4, 5, 6 софитных мостовых конструкций
Кроме диммерной системы в театре установлены
Шкафы Нерегулируемых Цепей ШНЦ + система контроля DirectControl™ —
оборудование российского производителя компании из Санкт-Петербурга
«АДЛ Электроникс»
1458 — нерегулируемых прямых каналов
из них 1064 – 16А амперных; 394 – 25А амперных;
Кроме того имеется 118 – трёхфазных включений для подключения переносного светотехнического оборудования.
|
диммерные каналы 3кW |
диммерные каналы 5кW |
Нерегулируемые каналы 16А |
Нерегулируемые каналы 25А |
Трехфазные 380В 32А |
1-я диммерная |
576 |
144 |
34 |
144 |
56 |
2-я диммерная |
144 |
36 |
72 |
24 |
|
3-я диммерная |
380 |
71 |
144 |
24 |
24 |
2 софит |
90 |
24 |
72 |
36 |
8 |
3 софит |
90 |
24 |
72 |
36 |
8 |
4 софит |
90 |
24 |
72 |
36 |
8 |
5 софит |
48 |
80 |
90 |
22 |
|
6 софит |
24 |
72 |
70 |
24 |
8 |
1-й сейф |
56 |
46 |
44 |
24 |
8 |
2-й сейф |
56 |
46 |
44 |
24 |
8 |
Всего |
1554 |
567 |
1064 |
94 |
118 |
|
2121 |
1458 |
|
Одно из важнейших достижений Большого театра – является выбор системы управления театральным освещением.
Eos — компании ETC США .
Серверное обеспечение, вспомогательные световые пульты данного семейства световых консолей позволяют иметь в распоряжении художника по свету:
33 потока стандарта ACN для передачи данных управления, 33х512 каналов
всего = 16896 каналов DMX
Для примера : кроме диммерных линий, это позволит управлять интеллектуальными приборами (головы, колор-чейнджеры и т.д.), если взять, что интеллектуальный прибор имеет в среднем 30 каналов-DMX управления, то можно управлять примерно 500 приборами ( 14775 каналовDMX).
А всего в Большом театре после реконструкции установлено:
- Интеллектуальный прибор – 138 единиц
- Прожектор с галогенной лампой в дистанционно-управляемой лире – 68 единиц
- Прожектор с галогенной лампой – 616 единиц
- Прожектор с газораздной Лампой – 295 единиц
- Светильник рассеянного света– 1151 единица
В театре предусмотрено большое кол-во DMX-выходов, которые могут настраиваться под различные потоки.Если же, в каком-то месте не будет хватать кол-ва каналов управления, то предусмотрены Ethernet – выходы, к которым могут быть подключены блоки расширения SUNDRAXArtGate4D1Ser, которые увеличат кол-во DMX каналов в нужном месте.
Важнейшим условием выбора системы управления — было обеспечение обратной связи со всеми устройствами и приборами и дистанционный мониторинг всех систем. Контроль за состоянием комплекса осуществляется непрерывно
Одним из главных элементов зрительного впечатления в Большом театре являются свет и тень с их перспективным, плоскостным и пространственным расположением. Большой театр для создания внешних впечатлений обратился к явлениям, основанным на физических законах природы, и ищет пути к правдивому использованию этих явлений, научно разрешая взаимоотношения их составных частей. От света зависит видимость действующих лиц и оформления сцены, и в этом случае он оказывает большое влияние не только на внешнее, но и на внутреннее восприятие зрителем происходящего на сцене. Создавая световую картину, художник по свету пользуется в тех или иных комбинациях физическими законами и света и тени.
Размещение осветительных приборов на сцене:
Софитные подъемы
Впервые в практике реконструкций театров в Российской Федерации были применены новые инженерные решения, не имеющие аналогов в мировой практике. Софитные фермы с размещёнными внутри осветительными приборами подвешены на мостовые конструкции (кран-балки) имеющими опорные катки на левой и правой галереях. Возможность передвижения вдоль оси сцены по глубине: от авансцены к арьеру сцены. Данная конструкция имеет следующие габариты:
наименование |
описание |
Длина м |
Глубина м |
Высота м |
1 портальный софит-мост Гидравлический привод |
цельный |
16 |
1,485 |
8,55 |
2 передвижной софит-мост |
5 опускных софитных ферм |
24,4 (2,55+6,25+6,25+6,25+2,55) |
1 |
4,1 |
3 передвижной софит-мост |
5 опускных софитных ферм |
24,4 (2,55+6,25+6,25+6,25+2,55) |
1 |
4,1 |
4 передвижной софит-мост |
5 опускных софитных ферм |
24,4 (2,55+6,25+6,25+6,25+2,55) |
1 |
4,1 |
5 передвижной софит-мост |
3 опускных софитных фермы |
24,4 (8+8+8) |
1 |
4,2 |
Кроме передвижения по планам, софитные фермы выполнены многосекционными или другими словами «разрезными». Это значит, что различные части одной софитной фермы можно опускать на различную высоту от планшета сцены. Подобное инновационное решение софитной конструкции даёт возможность многофункционального использования установленных на ней осветительных приборов.
Появляется свобода в размещении на сцене жёстких декораций разного объёма и формы, а также живописных декораций на любом плане сцены, не привязываясь к жесткому расположению софитных ферм. Геометрия освещаемой зоны может быть любая, при этом сохраняется по-плановый принцип организации сценического пространства.
Например:
для освещения арочных живописных декораций – крайние секции 1-я и 5-я пяти-частных софитных подъёмов опускаются до уровня 9м, центральные секции 2-я и 4-я опускаются до 10 м. 3-я опускается до уровня 11 метров.
Другой пример:
для освещения павильонных декораций секции трех-частных софитных подъёмов опускается до уровня 8, 9, 10 метров, каждая.
Осветительные приборы внутри софитных ферм подобраны и размещены согласно следующей концепции:
— нижний ряд — прожекторы интеллектуального света.
— c различными источниками света: с галогенными лампами и с разрядными лампами,
— с различными функциональными параметрами:
профильные SpotProfile;
рисующиеSpotMSR, используемые для Гобо рисунков;
заливающие типа WashMSR;
WashHalo, низковольтное оборудование с парабалическим отражателем.
В нижнем ряду планируется расположить светодиодные приборы, формирующие световой занавес. Это плотный насыщенный свет с неограниченной цветовой палитрой и углами рассеивания от 5 градусов до 120 градусов
— средний ряд – профильные прожекторы SourceFour, производством компании ЕТС со скроллером, насадкой для трафаретного рисунка – гобо и безлинзовые прожекторы SourceFourPar + скроллеры. Эти приборы направлены строго вертикально и создают сплошное покрытие планшета сцены заполняющим фактурным светом. Данные приборы расположены на всех софитах и образуют своеобразную световую матрицу размером с игровое пространство планшета сцены.
Это очень важно для балетных спектаклей, где минимум декораций и свет играет особую роль для создания среды и атмосферы спектакля.
— верхний ряд – приборы заливающего света с цветными плёночными светофильтрами фирмы ROSCO для освещения живописных декораций. Это классические светильники для оперно-балетных театров, но выполненные из лёгких сплавов, производства компании SELECON.
Проекционные мосты
Впервые в российской практике используются верхняя часть сейфа мягких декораций как проекционного моста. Установленные под планшетом сцены два сейфа мягких декораций, поднимаются на любую высоту до 9 метров. Это позволяет осуществлять транспарантное освещение декораций, задников, проекционных экранов.
Галереи осветительские боковые
Галереи расположены на высоте 14 метров от планшета сцены. Здесь расположены профильные прожекторы, обеспечивающие боковое верхнее и диагональное освещение. Приборы подвешены на ромбовидный профиль посредством передвижных кареток и таких профилей 2 верхних на высоте 2,5 метра и нижний на высоте 1 метр от пола галереи.
Галерея под колокольней
Задняя осветительная галерея, расположена под колокольней. Там размещены две линии осветительных приборов, одна по барьеру галереи, вторая на расстоянии 1,5м выше нижней. На первой нижней линии стационарно установлены приборы рассеянного света. На второй верхней линии, установлены прожекторы на двухколенных кронштейнах различной мощности для транспарантного освещения.
Боковые телескопические передвижные осветительные башни, портальные башни, хойсты
Для бокового освещения мы используем портальные башни: Это 4-х уровневая вертикальная пространственная ферма (левая и правая). На каждой башне установлены профильные прожекторы с изменяемым углом. Кроме того, на каждой ферме установлены линзовые прожекторы, следящие прожекторы. Все приборы снабжены устройствами дистанционной смены светофильтров, а также предусмотрены шторки и отсекатели света.
Под задней галереей установлено 10 шт. плоских подъёмно-опускных горизонтальных ферм с включениями для специальной подвески дополнительного светотехнического оборудования. Данное устройство называется «хойст» производство фирмы «Бош Рексрот».
Боковые телескопические башни: под 1-й рабочей галереей установлено с каждой стороны сцены, по 5 подъёмно-опускных вертикальных, пространственных многоуровневых ферм с включениями для специальной подвески светотехнического оборудования. 10 боковых башен (5 левых и 5 правых), оснащены приборами интеллектуального света. Башни могут передвигаться по планам вдоль оси сцены и подниматься от уровня планшета до первой рабочей галереи.
Размещение осветительных приборов в зрительном зале:
Историческая сцена Большого театра до реконструкции имела недостаток фронтального освещения. В припортальной зоне находилось всего 6 (3 лев и 3 прав) осветительских ложи. Всего в зрительном зале размещаются 24 прожектора + 4 следящих прожектора. После согласований с реставраторами появилось 10 (5 слева и 5 справа) новых дополнительных лож. Кроме этого, появилась новая фронтальная проекционная ложа, оборудованная большими подъёмно-опускными окнами, за которыми расположены видеопроекторы, театральные проекторы, лазерная установка.
Перед фронтальной проекционной ложей оборудован балкон, где установлены прожекторы следящего света, и профильные прожекторы. И сегодня мы суммарно имеем 50 прожекторов и 8 следящих прожекторов одновременно.