В 2025 году «российской колбасе» – да, уличному освещению – нет?
Ольга Грекова, генеральный директор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС)
Статья опубликована в журнале «Современная Светотехника» №6-2024.
Я пишу статью в середине декабря 2024 года и уверена, что в салат оливье смогу положить кусочек российской докторской колбасы. Но также на этот момент времени понимаю, что ни одна из отечественных компаний не будет соответствовать новым правилам определения российского происхождения светодиодов, которые начинают действовать с 1 января 2025 года. Вряд ли что-то изменится за оставшиеся пару недель. Формально мощные светодиоды российского производства исчезнут с рынка. А значит, не будет и производства уличных светильников. Нет, фактически заводы продолжат свою работу, но их продукция перестанет считаться российской. О том, почему так произошло и как можно решить проблему, пойдет речь в данном материале.
При осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616, нужно, за редким исключением, выбирать продукцию, изготовленную в России или других странах ЕАЭС. Уличное освещение закупается в нашей стране обычно за государственные или муниципальные деньги. Неудивительно, что заветной мечтой многих производителей светильников для дорог является то, чтобы их изделия находились в Реестре российской промышленной продукции. Что туда можно включать, а что нельзя, описано в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719.
Уличные светильники попадают в категорию 27.40.39 по ОК 034-2014. Для них, в частности, обязательно использование отечественных драйверов и светодиодов. В таком случае соответствие требованиям ПП № 719 подтверждается актом экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ. Светильники для внутреннего освещения к указанной категории не относятся (ОК 034-2014 регулярно обновляется, здесь приведены данные на декабрь 2024 года), поэтому для подтверждения их российского происхождения нужен сертификат СТ-1. Критерием его получения является адвалорная доля: процентная доля стоимости иностранных товаров, использованных при изготовлении конечной продукции, не должна превышать 50% в цене такой конечной продукции.
Карета превратится в тыкву…
В том же ПП № 719 для определения российского производства светодиодов (код 26.11.22.200) принята балльная система. Произведенные на территории стран – членов ЕАЭС светоизлучающие полупроводниковые кристаллы дают 70 баллов; корпус – 50 баллов; люминофор (если он нужен) – 50 баллов; корпусирование (сборка) – 60 баллов; проведение контрольных испытаний – 40 баллов. До 1 января 2025 года нужно было набрать 150 баллов. А с нового года — уже 200 баллов. Раньше можно было ограничиться корпусированием, нанесением люминофора и проведением контрольных испытаний. Теперь же нужно к этому добавить еще как минимум кристаллы или корпус, изготовленные на территории ЕАЭС.
На авторитетном мероприятии LED Forum, прошедшем в Москве 17 сентября 2024 года, констатировалось, что для осветительных светодиодов в России пока нет собственного производства ни кристаллов, ни даже корпусов. Потребность в корпусах для светодиодов специалисты оценивают цифрами от 500 млн до 1 млрд штук в год. Стоимость строительства завода по производству корпусов составляет порядка нескольких миллиардов рублей, кристаллов – порядка нескольких десятков миллиардов рублей. Предполагается, что полностью российские светодиоды появятся не раньше, чем через 4–5 лет.
С 1 января 2025 года почти все светодиоды, ранее считавшиеся российскими, перестанут иметь такой статус. Разве что сохранят статус российских некоторые типы индикаторных, а также инфракрасных светодиодов, полный цикл производства которых был развернут еще в советские времена.
Как результат, ни один уличный светодиодный светильник не сможет официально считаться произведенным в России. Косвенно это может затронуть и отдельные светильники, к которым применяется оценка по адвалорной доле. В тех из них, где используются светодиоды, раньше считавшиеся российскими, доля зарубежных комплектующих может превысить 50%.
Но, может быть, проблема решается ввозом светодиодов из других стран ЕАЭС? Увы, это ничего не даст. Помимо России, в этих странах есть только один завод по производству осветительных светодиодов, расположен он в Беларуси. Критерии производства светодиодов в ЕАЭС точно такие же, как и в России, и в 2025 году они изменятся таким же образом.
Поставки светильников из других стран ЕАЭС
Если со светодиодами требования ЕАЭС и России одинаковы, то для уличных светодиодных светильников они значительно отличаются.
Возможность внесения уличных светодиодных светильников в Реестр ЕАЭС определяется по адвалорной доле, а также по проведению на территории ЕАЭС определенных технологических операций. Требования использовать отечественные светодиоды, равно как и отечественные драйверы, там отсутствует.
На момент написания статьи в стадии финального рассмотрения находился проект Постановления Правительства РФ «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров отдельными видами юридических лиц», которое закрепляет следующий порядок: для отечественного производителя подтверждение происхождения товара может осуществляться только по российским правилам ( Федеральный портал проектов нормативных актов, ID 150163)
Если не внести коррективы в нормативные акты, то с 1 января 2025 г., производители из других стран ЕАЭС фактически получат преференции на российском рынке уличных светодиодных светильников перед отечественными компаниями. Кроме этого, некоторые российские производители могут даже перебазировать свои производства в другие страны ЕАЭС. Нам это нужно?
Рис.1 Полный цикл производства в России существует только для индикаторных светодиодов
Проект, который заведомо не окупится
АНО «Консорциум Светотехника», в которую входит АПСС, направила запрос в Минпромторг РФ по вопросу новых правил признания светодиодов российскими. В своем ответе от 17 июля 2024 года заместитель директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Семен Мардер, в частности, сообщил: «Имеющиеся требования к светотехнической продукции прорабатывались совместно с ведущими отраслевыми предприятиями, в связи с чем соответствующий подход к установлению обязательности «российскости» светодиодов принят с учетом мнения и планируемых к моменту разработки акта возможностей отрасли».
Вернемся к оценкам, прозвучавшим на LED Forum. Возьмем среднее значение прогноза потребности в корпусах для светодиодов – 750 млн штук в год. Это значит, что при идеальных условиях в нашей стране будет ежегодная потребность в 750 млн штук осветительных светодиодов отечественного производства. Их общая стоимость исходя из нынешней ценовой политики российских производителей составит 6–9 млрд руб. И это с учетом того, что наконец-таки удастся принудить покупать клиентов отечественную продукцию по ценам в разы выше рыночных – пока с этим есть проблемы. Примерно в такую же сумму обойдется и строительство завода по производству корпусов светодиодов. Вы можете представить себе частного инвестора, тратящего на строительство завода по производству не самых дорогих элементов конструкции светодиода сумму в размере планируемой годовой выручки всех производителей светодиодов в стране? А с кристаллами, когда стоимость завода исчисляется десятками миллиардов рублей, ситуация еще сложнее. Неужели представители «ведущих отраслевых предприятий», продвигая свои идеи во властных кабинетах, не понимали экономическую сторону вопроса?
Ответ на этот вопрос дает передача, вышедшая 22 июля 2024 года на российской радиостанции Business FM. Цитирую по сайту радиостанции https://www.bfm.ru/news/554636:
«Как рассказали Business FM в международной светотехнической корпорации «БЛ групп», сейчас затраты в России на создание отечественного полупроводникового производства могут составить около 25 млрд рублей. В это входит строительство новых заводов и поэтапное освоение новых технологий. При этом, по оценке компании, годовой российский оборот светотехники составляет от 200 млрд до 250 млрд рублей. С учетом этого выделить десятую часть на создание проекта, как отметил представитель компании, не представляется возможным. В «БЛ групп» не готовы увеличивать расходы, и единственный возможный путь развития проекта по локализации в корпорации видят через прямое финансирование Минпромторга».
Напомню, что в 2018 году «БЛ групп» и «Роснано» учредили компанию «ПК Клевер», которая занимается выпуском светодиодов.
Реализовывать проекты по локализации полного цикла производства осветительных полупроводниковых приборов можно только с использованием государственного финансирования в больших объемах. Я предполагаю, что пункт об увеличении с 2025 года нормы до 200 баллов был добавлен в 2019 году как раз с расчетом на крупные денежные вливания из государственного бюджета. Получить государственное финансирование обычно проще крупным фирмам. Особенно тем компаниям, которые признаны системообразующими. Но, увы, ситуация в экономике начиная с 2020 года в связи с пандемией ковида изменилась. А сейчас у государства тем более есть необходимость потратить деньги на более серьезные задачи, чем развертывание полного цикла производства светодиодов. Самостоятельно же преодолеть барьер в 150 баллов «ведущим отраслевым предприятиям» до сих пор не удалось.
Данную проблему нужно было оперативно решить еще в середине 2024 года, причем с учетом мнения всех участников светотехнического рынка, включая малый и средний бизнес. Но, увы, ситуация стала развиваться по другому сценарию.
АПСС настроена на сотрудничество, а Минпромторг?
Восьмого июля 2024 года в Екатеринбурге на площадке выставки «Иннопром-2024» состоялось подписание дорожной карты с планом мероприятий по совершенствованию действующего механизма подтверждения производства российской промышленной продукции. Документ подписали: министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Рис.2. АПСС является членом организации «ОПОРА России», отстаивающей интересы малого и среднего бизнеса
В этой дорожной карте значительное внимание уделено светотехнике. Традиционно по таким вопросам Минпромторг всегда консультировался с АПСС. Ведь наша Ассоциация представляет предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в светотехнической отрасли. Но на этот раз я узнала о подписании документа от журналистки, желавшей получить от меня комментарий по данному событию. В результате наш призыв разобраться с проблемой оценки российского происхождения светодиодов услышан не был, хотя раньше в Минпромторге внимательно относились к нашим предложениям.
Я понимаю, что на посту министра промышленности и торговли Антон Алиханов – человек новый. И во многом ему приходится полагаться на команду, пока сам он входит в курс дела. На мой взгляд, Антона Алиханова просто подставили его подчиненные, дав на подписание дорожную карту, созданную без участия АПСС.
Возможные способы решения проблемы
Что можно сделать для решения проблемы определения российского происхождения светодиодов? Как срочную меру, чтобы не развалилась система госзакупок осветительного оборудования, – предлагаю сохранить в реестре отечественной промышленной продукции все те осветительные приборы, которые были внесены туда согласно критериям, действовавшим до 1 января 2025 года вне зависимости от установленного ранее срока. И сохранять их присутствие там как минимум до того момента, когда с участием АПСС будет найдено консенсусное решение, учитывающее интересы всех участников российского рынка светотехники.
В более долгосрочной перспективе предлагаю пересмотреть приоритеты в локализации светотехнической продукции. Надо посмотреть правде в глаза и признать, что в ближайшие годы организация полного цикла производства осветительных светодиодов на территории России за счет средств государственного бюджета невозможна. Финансирование же за счет коммерческих кредитов придется отложить как минимум до периода низких ключевых ставок, который неизвестно когда наступит.
Организация исключительно корпусирования светодиодов на территории России ничего не добавит нашему технологическому суверенитету. Да, локализация отдельных производственных операций позволяет создавать новые рабочие места. Для 2018 года это было актуально – уровень безработицы в России составлял 4,8%. Но, по данным за октябрь 2024го, безработица составляет 2,4%, фактически наблюдается нехватка кадров.
Нужно уделить больше внимания выпуску отечественных драйверов. Во-первых, полный цикл их производства в стране уже есть. Во-вторых, заводы, выпускающие драйверы, при необходимости могут практически мгновенно быть перестроены на выпуск военной продукции (что не скажешь о заводах, где происходит корпусирование светодиодов). В-третьих, существует большой научный задел в этой области еще с советских времен, что позволит выпускать продукцию, востребованную на зарубежных рынках, и мы уже двигаемся в этом направлении.
Проблема, с которой столкнется светотехническая отрасль в 2025 году, не является чем-то уникальным. Она вполне решаема. Нужно лишь, чтобы все участники процесса внимательно слушали друг друга и учитывали интересы различных участников рынка, не допуская монополизации принятия решений какой-либо одной стороной.
Оформить подписку на журнал: https://mediagruppa-elektronika.timepad.ru/event/2212246/
Реклама: anton.denisov@ecomp.ru