Для чего и для кого мы проектируем свет в городе
Юлия Жаркова, Бюро дизайна «Культура Света»
Бюро светодизайна «Культура Света» специализируется на проектах архитектурного освещения и освещения городских общественных пространств. За четыре года работы мы выпустили больше 60 проектов, успешно реализованных в Москве, Севастополе, Туле и других регионах России. В своей работе мы активно продвигаем идею о том, что городское освещение должно быть не только функциональным и энергоэффективным, но и комфортным для людей, формировать у них позитивное восприятие города и его архитектуры и благоприятное отношение к своему городу.
Сегодня я предлагаю поговорить с вами не только о том, КАК мы проектируем городское освещение, но и о том, ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО мы это делаем. Конечно, глобально мы проектируем свет для людей, и для того, чтобы люди комфортно чувствовали себя на улицах города.
На каждом новом объекте на наши проектные решения влияют:
- исторический и архитектурный контекст места;
- человеческий контекст – люди, которые формируют это место (не туристы, которые сказали «WOW» и уехали, а жители и постоянные посетители). Вот для чего и для кого мы проектируем – архитектура и люди внутри этой архитектуры.
Всеобщий глобальный тренд во всем мире – возвращение городской планировочной структуры к масштабу пешехода. Повышение внимания к человеческому масштабу – это выражение общей потребности в более высоком качестве городской жизни.
Я сейчас читаю и под большим впечатлением нахожусь от книги «Города для людей» Яна Гейла. Это датский архитектор, который мыслит одновременно и как социолог, и как психолог. Гейл ввел термин «копенгагенизация», который появился у него во время его работы в качестве консультанта по вопросам улучшения его родного города. В том числе благодаря архитектору в Копенгагене возник Strøget — один из главных туристических районов, полностью свободный от машин и какого-либо транспорта. В последние годы Гейл сконцентрирован на работе в разных городах мира. Вместе с другими экспертами он изучает проблемы каждого конкретного мегаполиса, проводит исследование и по его итогам составляет большой отчет, в котором дает рекомендации по улучшению территорий. Например, для Москвы Гейл выполнил такое исследование в 2012 году, и многие изменения, которые мы видим сегодня, появились именно благодаря ему. Ян Гейл является главным идеологом теории о живом, безопасном, устойчивом и здоровом городе. «Сначала мы формируем города – затем они нас», – считает Ян Гейл.
Что для нас, светодизайнеров, означает современное переосмысление качества городской среды? Новый современный город должен быть живой, безопасный, устойчивый и здоровый. Что это такое с точки зрения освещения?
Живой город – город оживает, когда больше людей передвигаются пешком и активно проводят время в общественных зонах. Для нас это означает, что нужна разнообразная и привлекательная световая среда, световое зонирование, световая навигация.
Безопасный город. Город тем безопасней, чем больше людей выходит на улицы и проводит время в общественных зонах с разнообразными городскими функциями. А мы знаем, что освещение напрямую отвечает за безопасность в вечернее время.
Устойчивый город – город, в котором транспортная система «зеленеет», где преобладает общественный транспорт, велосипедное и пешеходное движение. С точки зрения освещения это энергоэффективные источники света, многоканальная система управления городским освещением, разнообразие световых сценариев, отсутствие ослепления и светового загрязнения.
Здоровый город – предполагает, что естественной частью ежедневного передвижения людей становится передвижение пешком или на велосипеде (да-да, пора прощаться с сидячим образом жизни). То есть в городе должны быть разнообразные пешеходные и веломаршруты, с хорошим освещением в вечернее время. Плюс красивая картинка освещенного города (skyline) вдоль пешеходных маршрутов для созерцания.
Собираем все задачи, которые должно выполнять освещение в городском пространстве в один список:
- функциональность – свет нужен, чтобы видеть. В темное время суток на улицах города должно быть достаточно светло, чтобы видеть происходящее вокруг;
- безопасность – свет для контроля происходящего вокруг тебя и внутреннего спокойствия;
- навигация – свет обеспечивает логистика движения в пространстве в вечернее время;
- зонирование – освещение помогает в организации пространства;
- эстетика – красивая картина города или природы для созерцания;
- эмоции – свет для создания приятной атмосферы и положительных эмоций;
- коммуникация – люди хотят общаться и смотреть на других людей. Исследования показывают, что мы все любим наблюдать за другими людьми, будь то рабочий процесс на стройке или игра детей на детской площадке.
Вот какой внушительный список задач для освещения в городе у нас получился. Не забываем еще об устойчивости и «зеленых» решениях для современного города.
Как все эти задачи решаются в реальной жизни, на реальных проектах? Весь 2020 год мы в бюро «Культура Света» были заняты проектом освещения Большой Морской улицы в Севастополе в рамках крупного проекта по ее благоустройству.
Справа моя фотография на телефон, сделанная во время поездки для знакомства с Севастополем в мае 2018 (мы для него разрабатывали световой дизайн-код). Справа – фотография, сделанная прошлым летом, после реализации нашего проекта (рис. 1).
Рис. 1. Фото объекта, сделанное автором статьи до и после реализации проекта
На фото, выполненном до реализации проекта, на улице практически нет людей (я действительно чувствовала себя не очень безопасно в Севастополе по вечерам, когда изучала ситуацию с освещением в 2018 году) – половина светильников разбита или не работает, редкий и таинственный натриевый свет кое-как освещает дорогу, но практически не освещает тротуар. После реконструкции и благоустройства Большую Морскую не узнать. Вечером там гуляют жители и туристы, отрылись новые кафе и ресторанчики – улица ожила, стала безопасной, здоровой и живой. «Сначала мы формируем города – затем они нас».
Этот проект в Севастополе я считаю нашим большим успехом, потому что бóльшая часть наших идей реализовалась. Нашей главной идеей было восстановить потрясающие городские опоры освещения, которые появились в Севастополе в 6—70-е годы, но сейчас пришли в полную негодность. Мы подняли архивы и нашли чертежи тех самых опор, подобрали современные светильники, которые максимально соответствовали форме и дизайну прежних. Мало того, нужно было оставить принцип расстановки: Севастополь планировали и строили военные, система центральных улиц имеет очень четкий организованный порядок, высокие стройные опоры, попарно выстроенные вдоль улицы, выглядят как корабельные мачты на морском военном параде. Дело осложнялось тем, что на эти опоры теперь легла и силовая нагрузка троллейбуса (раньше сеть крепилась к зданиям), поэтому опоры пришлось сделать менее изящным, и поставить их с нужным для распределения нагрузки частым шагом (рис. 2).
Рис. 2. Фотография Большой Морской улицы для иллюстрации
Единственная ложка дегтя в этом проекте – по непонятным нам причинам заказчик закупил (или производитель продал) светильники мощностью 80 Вт вместо заложенных нами 30 Вт. Поэтому об энергоэффективности проекта и борьбе со световым загрязнением тут говорить не приходится. Рассказываю об этом сейчас, потому что знаю – за успех проекта отвечаем не только мы, светодизайнеры. Это всегда ответственность команды: архитекторы, заказчик, руководство города, инженеры, генподрядчик, а также производитель опор и светильников.
Вернемся к нашей главной теме. Мы проектируем для людей. А знаем ли мы, чего хотят от света люди? Вообще-то, обычный человек редко задумывается о свете.
Помню полтора года назад я сидела на конференции по светодизайну в Лондоне и восхищалась рассказом социолога, который делился опытом проведения социологических исследований для проекта освещения площади в Париже. Это был очень подробный взгляд социолога на освещение в общественных местах. Так вот, его главный посыл был такой: чтобы грамотно спроектировать и обустроить городское пространство, нужно знать, КТО создает это конкретное место, делает его особенным, кто в этом месте главные stakeholder’ы.
Действительно, мы проектируем не для абстрактного среднестатистического человека с усредненными требованиями к комфорту. Это всегда разные люди – это женщины и мужчины, работники офисов или мамы с колясками, дети, подростки, пенсионеры – словом, люди с совершенно разными запросами и критериями оценки пространства.
Привлекая на начальном этапе к проектированию социологов, мы получаем два отличных бонуса:
- Социолог проводит исследования, чтобы почувствовать «дух места» – это и интервью, дневные и вечерние наблюдения, фотофиксация и видеозапись в разное время суток, воркшопы и общественные слушания, изучение истории этого места, публикаций и исследований о нем.
- Социолог рассматривает не индивидуальности, а выявляет социальные группы, свойственные именно этому месту, тех людей, кто будет пользоваться нашим проектом.
Главный посыл социолога на лондонской конференции был следующим: мы ничего не узнаем о пространстве по плану благоустройства, надо изучать КАК люди используют это место. Призыв лектора был такой: «Хватит проектировать свет на бумаге! Выходите на улицу и проектируйте прямо на месте»! И мне очень захотелось получить опыт такого соучастного проектирования.
Удивительно, но не прошло и года, как мой запрос был услышан! Совместно с архитекторами бюро «Ваухаус» мы включились в программу благоустройства улиц и жилых дворов вокруг Патриарших прудов и Брюсова переулка. С активным вовлечением жителей, с опросами, с социологами. Из-за пандемии и ограничений мы не все успели, сейчас продолжаем, но у меня есть наблюдения и выводы, которыми хочу сегодня с вами поделиться.
Работа с жителями оказалась непростой, потому что:
- Работа с жителями – это работа с их негативным опытом и эмоциями.
Эволюция использовала эмоции, чтобы помочь человеку выжить. Из-за этого вообще большинство эмоций у человека негативные: злость, страх, отвращение, удивление и грусть противопоставлены одной только радости. Мы думаем так: «Мы такие же жители Москвы, которые видят проблемы города изнутри и имеют возможность профессионально их решить, сделать городу и людям хорошо». Мы хотим подарить людям радость – классно и уютно благоустроить их дворы и сделать комфортное освещение. Но когда мы показываем жителям эскизы и предложения для их двора, они видят там только плохое. Почему? Потому что п. 2.
- Люди не верят в технологии. «Сделайте нам как было» – такова любимая фраза жителей. От старых светильников во дворах света мало, при этом они слепят в окна, сами светильники огромные и страшные. Но люди не хотят их менять, они боятся изменений и усовершенствований.
- Люди не верят в профессионалов. Скажем так, не доверяют. Поскольку наблюдают то, что происходит на соседних благоустроенных улицах. На Патриках это Малая Бронная улица и Ермолаевский переулок. Там, к примеру, светильники стоят с малым интервалом, посреди тротуара, близко к домам и светят прямо в окна. В Ермолаевском переулке мы намерили освещенность, которая лишь 50–60 лкс! Так что жители во многом правы.
Все эти моменты не очень нас испугали, потому что такие вызовы развивают и заставляют нас думать и объяснять световые приемы и эффекты доступно и наглядно.
Для каждого двора мы рисовали подробный световой генплан с комментариями, как светильники выглядят, как светят, где установлены. На встречах с жителями мы подробно объясняли свои предложения и решения (рис. 3).
Рис. 3. Пример светового генплана жилого двора для обсуждения с жителями
А чтобы убедить жителей одного из дворов не ставить светильники для освещения территории на фасад дома, мы подготовили сравнительный расчет спорного места во дворе для трех вариантов: консольный светильник на опоре 4 м со специальной оптикой, настенный светильник и низкие столбики с направленным светом (рис. 4).
Рис. 4. Визуальное представление различных вариантов освещения
По итогам общего голосования был выбран все-таки вариант 1.
Так мы потихоньку учимся работать над проектами с вовлечением жителей. Но есть большой мировой опыт, который, конечно, может нам пригодиться. Высшим пилотажем в соучастном проектировании освещения я считаю проект, который недавно был реализован в Финляндии. В городе Виронтерме проект освещения территории микрорайна, построенного в 60-х и 70-х годах, реализовали с активным вовлечением жителей.
Авторы рассказывают, что их главная цель состояла в том, чтобы сосредоточиться на освещении дворов и улучшении комфорта и чувства безопасности в этом районе. Изучив исходную ситуацию, светодизайнеры решили, что свет может стать объединяющей идеей для всего района, формирующей его идентичность. Дизайнеры собрали жителей вместе, чтобы те приняли участие в процессе проектирования. После предварительных встреч и опросов люди решили сами нарисовать элементы, которые будут проецироваться на стены их собственных домов. Дети в местном детском саду тоже участвовали в создании красочных деталей для проекций (рис. 5).
Рис. 5. Результат совместного творчества дизайнеров и жителей
В итоге красочное освещение стен жилых домов каждый вечер делает жителей и гостей района чуточку счастливей. Мультяшные персонажи и яркие цвета напоминают о том, что не всегда нужно быть серьезным и практичным, иногда можно улыбнуться и поиграть. Всего было спроектировано 70 гобо, по пять на каждые 15 стен, чтобы изображения и декорации могли меняться. И когда вы идете или едете по одной из улиц района, ваш взгляд фокусируется на сияющих изображениях, которые захватывают ваше внимание. Раньше это был просто еще один обычный жилой район, а теперь у него есть своя собственная идентичность – это самая большая световая проекция в Скандинавии.
В проекте, который мы разрабатываем для района Патриарших прудов, не менее интересной, чем во дворах, оказалась работа с улицами. Именно там мы столкнулись с жестким нежеланием жителей ставить опоры на тротуарах. Стали искать варианты, и пришли к выводу, что старая, сложившаяся в 20-х годах прошлого века система освещения улиц светильниками на растяжках – самая оптимальная для исторического центра Москвы с его узкими тротуарами и разношерстными стилями архитектуры на одной улице:
- Светильники нейтральны по дизайну, воспринимаются отдельно от фасадов и потому, в отличие от современных приборов на опорах и исторических стилизаций, подходят к разной архитектуре.
- Подвесные светильники не занимают места на земле, расположены вне поля зрения пешеходов и водителей, освобождая место для автомобильного движения, парковок, пешеходов (особенно для МГН и слабовидящих).
- Подвесные светильники и сохранение геометрии дороги (как два взаимосвязанных момента) являются важнейшим требованием местных жителей, прописанных в протоколах встреч и письмах от инициативных групп.
- Подвесные светильники можно расположить над центром проезжей части с сохранением существующего шага крепления к фасадам, и обеспечить высокую равномерность распределения освещенности как в поперечном, так и в продольном направлении.
Все наши доводы и аргументы вместе с подробными светотехническими расчетами сейчас находятся на рассмотрении в городских службах Москвы. Одним из наших доводов в пользу подвесной системы освещения узких улиц московского центра является то, что такие системы широко применяются для освещения исторических центров в европейских городах. Например, среди финалистов конкурса [d]arc awards 2020, в номинации SPACES: High Budget, есть очень красивый проект, который называется «Нить Ариадны». В греческой мифологии нить Ариадны позволяет Тесею вернуться из лабиринта, где обитал Минотавр. Сценарий освещения исторического центра в городе Les Mans вдохновлен этой историей и предлагает своеобразное ночное «прочтение» общественных пространств, которое, по словам авторов проекта, одновременно прагматично, провокационно и поэтично.
Система из подвесных маломощных светильников обеспечивает мягкий и равномерный свет, который не засвечивает фасады. Достоинствами такого освещения авторы проекта называют такие параметры, как отличная равномерность освещенности, контроль слепимости и нежелательной засветки в окна. Кроме того, данный прием полностью освобождает проезд и тротуар, не ограничивая доступ для а спецтехники.
Вторая задача этого проекта – воссоздать на улицах района звездное небо, созвездие «Нить Ариадны», ведущее современных путешественников по лабиринтам городских улиц (рис. 6).
Рис. 6. «Нить Ариадны», освещение исторического центра в городе Les Mans
Сегодня я попробовала на примере наших проектов рассказать, какие вопросы мы задаем себе в процессе работы.
Зачем? Для кого мы работаем? Какие проблемы мы решаем?
Работа всегда начинается с формулировки проблем, которые должен решить проект освещения, отсюда рождается смысл проекта. И только потом появляется следующий вопрос: КАК? И вот тогда мы предлагаем решения, приемы освещения, выбираем оптимальные приборы, режимы и сценарии работы, систему управления и технологии. И здесь мы уже работаем в команде с производителями, инженерами проекта, подрядчиками, смежниками. Очень хочется призвать коллег действовать заодно – чаще общаться друг с другом, задавать нам вопросы, требовать объяснить наши решения, ведь по чертежам и спецификациям вы никогда не узнаете смыслы и идеи, которые мы закладываем в проект. Чтобы в итоге вместе разрабатывать и реализовывать проекты ДЛЯ ЛЮДЕЙ и их комфортной жизни в городе, которыми мы будем гордиться, вставлять в портфолио, демонстрировать на конкурсах и показывать своим детям.