Эмпатия через светодизайн. Как человекоориентированный подход помогает нам делать хорошие проекты освещения
Юлия Жаркова
Бюро светодизайна «Культура Света» занимается проектированием освещения общественных городских объектов и интерьеров. В своей работе мы регулярно сталкиваемся с тем, что в подобных пространствах нет единого запроса, их формируют и пользуются ими очень разные люди.
И мы задались вопросом, а как люди воспринимают искусственный свет в городе? Каким он должен быть с точки зрения человека? Нас интересовал непрофессиональный ответ про нормы и задачи освещения, а те чувства и ощущения, которые испытывают люди, которые каждый день пользуются нашими световыми решениями. И мы поняли, что нужно напрямую общаться с людьми, проводить опросы, эксперименты и исследования самостоятельно, чтобы опираться на полученные данные при разработке проектов. Сегодня я расскажу о нескольких наших исследованиях и сделанных нами выводах.
Эксперимент по исследованию восприятия цветного света в городском пространстве «Волшебная Лампа»
Цветной свет в городе –неоднозначное явление. В Москве он скорее используется как шоу-прием, который перебивает все вокруг: горожанин больше не видит среду, он видит цвет. Чаще в очень неумеренном количестве, яркости и сочетаниях. В то же время мы, как специалисты, видим в нем большой потенциал и понимаем, что цвет способен преобразить вечерний город.
Рис. 1 Фото Большой Морской улицы в Севастополе
Рис. 2 Вход в Парк имени Горького со стороны Ленинского проспекта
Вход в Парк имени Горького со стороны Ленинского проспекта (проект освещения – бюро «Культура Света»)
В июле 2021 года мы провели серию экспериментов по исследованию цветного света во дворе Всероссийского музея декоративного искусства в Москве. В течение недели на открытой площадке музея посетители каждый день могли наблюдать различные световые сценарии и отвечали на несколько вопросов о том, как разные оттенки меняют атмосферу двора. За неделю исследования мы получили 105 заполненных анкет.
Каждый день на протяжении недели зрители наблюдали за красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым или белым светом с разными оттенками – холодными и теплыми, разбеленными и насыщенными. Средняя продолжительность одного сеанса составляла 17 минут – участники находились в среде со сменяющимся оттенками света, а затем заполняли онлайн-опросник. Рис 3.
Рис. 3. Фото с эксперимента «Волшебная Лампа»
Источник света содержал 216 светодиодов на 18 модулях, расположенных по радиусу на окружности диаметром около 25 см. Основная идея проекта –максимальное использование чистых цветов, поэтому все светодиоды были разбиты на18 каналов по 12 штук одного цвета, включенных последовательно. Эти каналы образовали 18 основных цветов, на базе которых лампа позволяла получить остальную цветовую гамму. В их число вошли:
- Красная группа: длинноволновой красный (красный с примесью инфракрасного), глубокий красный, красный, красно-оранжевый.
- Желтая группа: желтый, широкополосный желтый (PCAmber).
- Зеленая группа: зеленый, лайм, мятный.
- Сине-фиолетовая группа: синий, королевский синий (синий с примесью ультрафиолета), фиолетовый, мягкий ультрафиолет.
- Белая группа: 2200, 3000, 4000, 5700, 6500 К.
Светодиоды запитывались от источника постоянного напряжения +36В через декодеры-стабилизаторы тока SR-2114P –они обеспечивали 255 уровней диммирования и управлялись по протоколу DMX.Для работы с этими блоками мы специально разработали модуль управления стандарта DMX512A с вызовом заранее заданных программ и плавным переходом между ними. Модуль, снабженный встроенными энергонезависимыми часами, календарем и двухстрочным жидкокристаллическим дисплеем, позволял автоматически запускать одну из восьми программ в зависимости от дня недели и времени, а также вручную управлять лампой и включать воспроизведение программ нажатием кнопки.
Источник света был интегрирован в трехметровую лампу, стилизованную под настольную советскую лампу конца 1960-х –эту инсталляцию «Культура Света» подготовила в рамках проекта «ВЕЩЬ! Предметный дизайн России XIX–XXI».Эксперимент проводился восемь дней. Семь из них цвета света сменялись по очереди, каждый в свой день, а на восьмой мы включали все цвета сразу.
Вот какие выводы мы сделали входе этого эксперимента:
- Фиолетовый свет очень привлекателен: люди, проходившие мимо двора, заглядывали к нам с улицы (при том, что двор удален от улицы), а дети интересовались фиолетовым светом больше, чем любым другим.
- Находиться рядом с зеленым светом очень дискомфортно –об этом говорят не только статистические результаты, приведенные выше, но и наш личный опыт на площадке.
- Глаза быстро адаптируются к цветному свету и немного трансформируют его: мы изучили это на примере красного. Если находиться близко клампе, окружающая среда кажется глубоко оранжевой, и только если отдалиться от источника света и выйти из светового ореола – красный свет становится красным.
- Цветной свет обращает на себя внимание и может служить дополнительным элементом для привлечения горожан: несмотря на обилие цветного света в Москве, люди по-прежнему реагируют на него как на что-то необычное. Рис. 4.
Рис. 4. Фото с эксперимента «Волшебная Лампа»
Перед экспериментом мы сформировали список вопросов-гипотез, ответить на которые предлагалось в анкете. Какие-то из них подтвердились, а какие-то нет –подробно можем рассказать о полученных результатах при личном запросе (пишите в наш телеграм-канал: https://t.me/culturasveta).
Арт-инсталляция НОРСВЕТ. Освещение как инструмент преобразования городской среды
Как говорится, аппетит приходит во время еды. После «Волшебной Лампы» мы поняли, что хотим продолжать исследования городской среды, и начали искать варианты коллабораций со специалистами и людьми, неравнодушным к теме света. Так в мае 2022 года мы стали участниками арт-резиденции при Музее Норильска, в результате которой была создана аудиовизуальная инсталляция НОРСВЕТ – в ней мы взяли за основу наши размышления о свете, появившиеся в ходе бесед с норильчанами.
Идея интервью с местными жителями родилась в связи с желанием, как можно глубже проникнуть в суть понимания Заполярной световой культуры. Для нас это важно, так как мы всегда уделяем внимание не только функциональной составляющей комфортного пребывания в пространстве в вечернее время, но и созданию с помощью освещения уникальной атмосферы, связывающей жителей с духом места, раскрывающей индентичность и вызывающей позитивные эмоции и впечатления. Фактически мы создали инсталляцию НОРСВЕТ вместе с жителями Норильска, проведя серию глубинных интервью с ними. В результате получились два световых образа Норильска, два дизайн-кода, и в сопровождении музыкальной композиции предстали перед посетителями «Ночи музеев» в Норильске: холодный и резкий дизайн-код Норильска сегодняшнего и «Норильск мечты», каким хотели бы его видеть жители и который отличается более теплой цветовой гаммой. Рис.5.
Рис.5. Фото инсталляции НОРСВЕТ
Благодаря глубинным интервью, нам открылись очень интересные факты: удивительно, но победив суровую природу Арктики и построив крупный индустриальный город на вечной мерзлоте, человек сейчас буквально «тонет» в природе, подчиняя свою жизнь медленным и монотонным ритмам окружающей город тундры, страдая от нарушения привычных биоритмов. Главный вывод –продуманное и грамотно спроектированное городское освещение может стать своеобразным маяком смены дня и ночи среди длинной полярной ночи и сложного сумеречного периода.
А еще на примере исследований в Норильске мы поняли, что готовые, «материковые» решения в арктических городах не работают! Там нужны полноценные исследования городской и природной среды и вдумчивое проектирование и моделирование новых решений для городского освещения, учитывающее все особенности климата, инфраструктуры, ритма жизни.
Эти выводы нам очень помогли в создании концепции освещения набережной озера Долгое в Норильске, которую мы разрабатывали совместно с бюро «Ваухаус», в рамках проекта благоустройства. Здесь мы полноценно проработали основные принципы концепции освещения общественного пространства заполярного города с учетом данных наших исследований:
- Работа со световой динамикой освещения общественного городского пространства для выстраивания привычной для человека смены дня и ночи. Сценарии освещения не должны быть хаотичными переливами случайно подобранных цветов. Свет должен работать с существующим смыслом или предлагать новый. Цветовая температура городского света может повторять динамику солнца –от нейтральной с утра до теплой в вечернее время.
- Помимо цветовой температуры необходимо просчитывать уровни освещенности для разных условий и особенно внимательно для зимы, моделируя условия метели и заснеженного города, когда свет отражается практически от всех поверхностей. А также разрабатывать сценарии осветительных городских установок, функционирующих в разных погодных условиях.
- Благодаря своей гибкости свет может стать инструментом ориентации во времени, в городском пространстве, то есть с помощью системы акцентных световых маяков направлять людей. Рис.6.
Рис.6. Световой генплан набережной озера Долгое в Норильске. Концепция освещения бюро «Культура Света»: 1 – сумеречный период, вечернее время; 2 – сумеречный период, утреннее время; 3 – полярная ночь, вечернее время; 4 – полярная ночь, утреннее время
Фильм «inclusion». Может ли световой дизайн быть инклюзивным?
Мы задались этим вопросом, участвуя в следующей арт-резиденции – «Искусство быть» от фонда «Гольфстрим». Результатом наших исследований и творческого осмысления стал короткометражный фильм «inclusion», который знакомит зрителей с особенностями восприятия городского освещения ненормотипичными людьми. Фильм основан на серии глубинных интервью совершенно разных людей, поделившихся с нами своим отношением к свету в городе.
Сегодня световые решения в городской среде ориентированы на потребности нормотипичных людей (пешеходов и водителей). Однако наше общество состоит не только из них: на 15% и более оно состоит из людей с ОВЗ. В начале исследований мы отталкивались от предположения, что в большинстве случаев люди с особыми потребностями более чувствительны к воздействию света. К проявлениям этого воздействия мы относим такие характеристики уличного освещения, как яркость, освещенность, цветовая температура источников света, контрастность, равномерность распределения освещения в поле зрения, цветной свет и его насыщенность, типы и места расположения осветительных приборов и т. д.
В ходе исследований в рамках проекта «Искусство быть» мы провели серию глубинных интервью с ненормотипичными людьми и с теми, кто им помогает в передвижении по городу. Сделанные нами выводы и послужили основой короткометражного фильма«inclusiON» – арт-результата проведенных исследований. Все сотрудники бюро активно работали над фильмом, в озвучке участников интервью – так нам удалось посмотреть на вечерний город глазами героев и буквально пропустить через себя их восприятие света.
Мы узнали, что для ненормотипичных людей городское освещение – это про ощущение безопасности, комфорта, это помощь в навигации и коммуникации, это психологический комфорт и физическое состояние. И конечно, мы сделали выводы, что с точки зрения городского освещения можно уже сейчас, в рамках работы над текущими проектами, внести такие коррективы, чтобы вечерний город был комфортным и инклюзивным действительно для всех.
Вот три основные технические и качественные характеристики освещения, с которыми можно и нужно работать уже сегодня (Рис.7):
- Многоуровневое освещение нужно в городских пространствах для безопасности, коммуникации и навигации, оно помогает «считать» логику пространства больных аутизмом, для которых это важно при принятии решения, куда идти.
- Цилиндрическая освещенность – именно она отвечает за ощущение комфорта и безопасности в городском пространстве, когда человек может хорошо рассмотреть предметы и людей вокруг себя. Для людей с ограниченным слухом именно цилиндрическая освещенность позволяет различать мимику лиц и считывать язык жестов, то есть позволяет полноценно общаться.
- Пульсации источника света– для ненормотипичных людей не изучена, в то время как у больных аутизмом пульсации света и стробоскопический эффект могут спровоцировать настоящий припадок эпилепсии.
рис. 7. Картинки по выводам исследований
Не останавливаемся, начинаем работу над новым исследованием LIGHTOUTSIDE
Сегодня мы вплотную подходим к исследованию современного светового облика Москвы и при поддержке фонда Владимира Потанина и музея «Огни Москвы» запускаем программу по изучению светового ландшафта нашего города. Целью исследования станет настройка системы обратной связи между теми, кто профессионально связан с формированием вечернего облика Москвы, и жителями города. С помощью глубинных интервью и анонимного анкетирования мы создадим открытый канал для диалога и эффективного взаимодействия.
Мы будем рады поделиться результатами нашей работы. А пока приглашаем вас не только следить за ходом исследования, но и стать героем этого захватывающего путешествия. Приглашаем вас заполнить анкету или пройти глубинное интервью, чтобы поделиться личным восприятием искусственного освещения Москвы – по вопросам участия пишите в наш телеграм-канал (https://t.me/culturasveta). Скоро ссылка на анкету появится на сайте нашего бюро www.kulturasveta.ru. Итогом исследования LIGHTOUTSIDE станет световая карта Москвы, отражающая реальный пользовательский опыт москвичей.