Процесс разработки и реализации проектов освещения глазами стейкхолдеров
Исследовательская компания Russian Field
.Статья опубликована в журнале «Современная Светотехника» №1
Исследовательская компания Russian Field представила нашему журналу аналитический отчет по результатам экспертных интервью на тему «Процесс разработки и реализации проектов освещения глазами стейкхолдеров». В исследовании приняли участие профильные эксперты в сфере освещения и благоустройства, поделившиеся своим взглядом на ключевые этапы внедрения и совершенствования осветительных проектов. Подробности и эксклюзивные аналитические выводы вы сможете найти в этой статье. Мы публикуем сокращенную версию исследования «Процесс разработки и реализации проектов освещения глазами стейкхолдеров». Полный текст отчета доступен на нашем сайте.
Освещение играет ключевую роль в формировании комфортной, безопасной и функциональной среды. Оно перестало восприниматься исключительно как инструмент для обеспечения видимости – современные проекты учитывают эмоциональное восприятие, экологические аспекты и новый пользовательский опыт. В рамках исследования изучены подходы к реализации световых решений, а также логика мышления различных участников этого процесса – от проектировщиков до заказчиков.
На основе 12 интервью с архитекторами, дизайнерами, инженерами, чиновниками и представителями бизнеса выделено два ключевых аспекта: особенности проектирования световых решений и сценарии взаимодействия между группами стейкхолдеров.
Проектировщики: технологии освещения и световой дизайн
Проектировщики света – это профессионалы, которые подходят к освещению с разных сторон. В их работе можно выделить два направления:
- Технологии освещения: сосредоточены на соблюдении технических норм, расчете освещенности и безопасности.
- Световой дизайн: создает эстетику, эмоциональное взаимодействие и комфорт.
Пространства, где необходимо решение двух задач, требуют объединения обеих логик. Так, детская площадка должна быть ярко освещена для обеспечения физической безопасности, а в зоне отдыха акцент делают на атмосферу уюта с минимальной подсветкой. Однако существующие нормативы оставляют мало пространства для таких адаптивных решений.
Технологии освещения и дизайн света
В проектировании световых решений всегда необходимо учитывать два ключевых аспекта: инженерные технологии освещения и концептуальный световой дизайн. Хотя эти направления дополняют друг друга, их подходы и цели во многом различаются.
Инженерный подход к технологии освещения сосредоточен на строго технических задачах:
- подбор осветительных приборов с учетом цветовой температуры, яркости и мощности;
- расчет размещения светильников на базовые нормы освещенности;
- обеспечение правильного распределения света, исключение бликов и теней.
Главная цель инженеров заключается в создании системы освещения, которая соответствует нормативным требованиям ГОСТов, обеспечивает безопасность и функциональность. По мнению экспертов, инженерный подход базируется исключительно на количественных нормах: сколько люменов необходимо для данной площади или как обеспечить равномерное освещение территории.
Пример
Проект благоустройства пешеходной зоны. Инженер-светотехник подходит к задаче с точки зрения эффективности: выбирает конкретные фонари с заданным уровнем освещенности, определяет их высоту, мощность и расположение. Этот подход функционален, но не всегда учитывает субъективное восприятие, связанное, например, с комфортом или атмосферой пространства.
Рис. 1. Освещение Большой Морской улицы в Севастополе. Архитектурное бюро: WOWHAUS. Светодизайн: Культура света
Световой дизайн: эстетика и эмоции
Световой дизайн акцентируется на других аспектах – на восприятии пространства пользователями. Дизайнеры света анализируют контекст среды и создают проект, близкий к художественной задаче:
- выбор источников света, подчеркивающих особенности пространства (например, архитектурные элементы здания, зелень парка);
- настройка света, которая воздействует на настроение пользователей пространства (теплое освещение вызывает чувство уюта, нейтральный свет подходит для рабочих зон).
- работа с контрастами, тенями, сценариями освещения, которые меняются в зависимости от времени или событий.
Световой дизайн не противопоставляется технологиям освещения, но расширяет их. Если инженерные подходы исключают эмоции и атмосферу, то дизайнер берет на себя задачу создать световую среду, которая не просто функциональна, но и вызывает положительные впечатления у пользователей.
Пример
Освещение городского парка. Вместо однотипных фонарей дизайнер создает зоны с разным светом: пешеходные дорожки с мягкой подсветкой, яркие акценты на арт-объектах и специально затемненные участки для создания приватности и уюта.
Сложности тут связаны с тем, что дизайнеру часто приходится учитывать ограничения (технические нормы, бюджет, готовые инженерные решения). Однако, когда два подхода совмещаются, результат получается наиболее комплексным и успешным.
Симуляция и изобретение: два способа думать о свете
Потенциал проектирования световых решений во многом зависит от мышления самого специалиста. В рамках исследования предложены два подхода: симуляция и изобретение, каждый из которых отражает определенный способ работы с проектами света.
Симуляция мышления, связанного со световыми технологиями, подразумевает копирование существующих решений. Это процесс подражания, при котором проектировщик воспроизводит те или иные модели, нормативы или правила.
К примеру:
- проектирование освещения, которое опирается на шаблонные модели;
- использование стандартных методов, привычных материалов и оборудования без учета уникальности пространства.
Такая логика нередко применяется в рамках городских инфраструктурных проектов. Основные цели: минимизировать риски, быстро утвердить проект с чиновниками, уложиться в бюджет. Но это лишает пространства уникальности, эмоциональной составляющей и адаптивности под запросы пользователей.
Логика изобретения, напротив, основывается на разработке новых идей, инновационных решений. Здесь свет представляет собой не статичный инструмент, а динамичный элемент, способный стать частью городской атмосферы и культуры.
Экспертами подчеркивается роль «сценарного мышления» в таком подходе. Проектировщик работает не только с нормативами и визуальным восприятием, но и с функциональными сценариями пространства:
- дневное и вечернее освещение;
- сезонные изменения (зимние или летние сценарии);
- акцентное освещение для праздничных мероприятий.
Пример
Организация освещения центральной площади города, на которой проходят массовые события. Дизайнер раскрывает разные сценарии использования света: зимние декоративные огни, подсветка фонтана летом, акцентное освещение во время концертов.
Разница между симуляцией и изобретением хорошо иллюстрируется разным подходом специалистов к итоговому продукту. Инженер, работающий по модели симуляции, создает стабильный, универсальный проект, соответствующий всем стандартам. Дизайнер же, используя модель изобретения, привносит на проект творчество и инновационный контекст.
Рис. 2. Триумфальная площадь. Архитектурное бюро: BUROMOSCOW. Светодизайн: QPRO. Фото: Д. Чебаненко
Стратегии заботы о пользователях
Одним из ключевых аспектов успешного светового проектирования стала ориентация на конечного пользователя. Эксперты отмечают несколько стратегий, которые помогают учитывать интересы жителей и адаптировать освещение для их нужд.
Понимание среды и контекста
Не все пользователи воспринимают свет одинаково. Проектировщики сталкиваются с задачей адаптации освещения под:
- возрастные группы (например, детские площадки или зоны для пожилых людей);
- разные типы территорий (шумные транспортные узлы, тихие жилые дворы, культурные объекты).
Важно учитывать, что городское освещение не только создает визуальный комфорт, но и влияет на настроение и поведение пользователя. Например, слишком яркие фонари в зоне для прогулок могут отпугивать людей, а мягкий свет, наоборот, создает расслабляющую атмосферу.
Эмоциональное восприятие пространства
Хорошо продуманное освещение может направлять поведение людей и формировать положительные эмоции.
К примеру, теплый, приглушенный свет в пешеходных зонах способствует спокойным прогулкам, а яркая подсветка спортивных площадок увеличивает их посещаемость.
Внимание к безопасности
Безопасность – один из ключевых факторов при проектировании освещения. Однако, как подчеркивают эксперты, безопасность – это не только реальное отсутствие угроз, но и субъективное чувство защищенности. Для этого проектировщики используют так называемые цепочки света, создавая равномерное освещение, исключая темные зоны.
Проблема пересвета: чрезмерно яркое освещение, особенно в парках или возле жилых домов, вызывает ощущение тревожности у пользователей. В контексте заботы о людях важно правильно балансировать между функциональным светом и визуальным комфортом.
Интересы заказчиков: как освещение определяется целями и мотивацией
Проектирование систем освещения всегда тесно связано с интересами заказчиков. В этой роли, как правило, выступают две основные группы: представители государственных органов и частные компании. При этом их подходы к реализации проектов значительно отличаются, это выражается в разных мотивациях, целях и логике действий.
Государственные заказчики: роль бюрократии в освещении
Государственные структуры включают проекты освещения в программы благоустройства территорий, улучшения городской среды и повышения безопасности. Обычно это связано с общественными пространствами: улицами, парками, площадями.
Цели и мотивации:
- Функциональность и соблюдение норм. Проекты освещения в сфере государственного заказа характеризуются строгим соблюдением нормативов (ГОСТов и СНиПов), которые регулируют задачи по минимальному порогу освещенности в зависимости от типа территории. Например, для жилых дворов или детских площадок есть четкие показатели, которым должен соответствовать проект.
- Эффективность расходования бюджетных средств. В рамках государственного заказа заказчик стремится минимизировать затраты, уделяя внимание количественным показателям. Это приводит к выбору стандартных решений, что зачастую лишает проекты индивидуальности и эстетической привлекательности.
- Создание подконтрольного пространства. Для государственных заказчиков освещение – это не только вопрос благоустройства, но и инструмент контроля, что особенно точно отражает подход к безопасности. Освещенные территории лучше подходят для видеонаблюдения, предотвращают темные «серые зоны» и повышают возможность быстрого реагирования.
Цитата эксперта:
«Государственные проекты направлены на функциональность: освещение на квадратный метр фиксируется в технических требованиях. Здесь речь не идет о тонкой работе дизайнеров – решаются задачи соблюдения норм и снижения затрат».
Ключевая проблема:
Бюрократический подход в государственных проектах часто приводит к шаблонным решениям. Основное внимание уделяется количественным показателям (освещение на квадратный метр, мощность, объем установленных фонарей), что снижает гибкость и возможность учета потребностей жителей или эстетических задач.
Частные девелоперы: развитие и комфорт как главный ориентир
В отличие от госструктур, частные компании, занимающиеся развитием жилой и коммерческой недвижимости, обычно интегрируют освещение как компонент в комплексное благоустройство своей территории. Мотивация здесь четко увязывается с желанием повысить уникальность и привлекательность объекта.
Цели и мотивации:
- Комфорт пользователей. Частные заказчики делают акцент на том, чтобы освещение обеспечивало приятные ощущения у людей, использующих территорию. Это часто находит отражение в мелочах: уровнях освещенности для различных зон, теплых оттенках света в жилых проектах или создании декоративных элементов на коммерческих объектах.
- Эстетика и уникальность. Для того чтобы выделиться на рынке, девелоперские компании стремятся к созданию индивидуальных решений, что становится частью их имиджа. Использование дизайнерских элементов освещения или многоуровневых сценариев освещения помогает сделать проект запоминающимся.
- Соответствие запросам целевых аудиторий. В отличие от массовых государственных проектов, частники чаще отталкиваются от конкретных запросов аудитории – эконом- или премиум-сегмента – и создают освещение, соответствующее стилю жизни своих клиентов.
Цитата эксперта:
«Застройщики часто пытаются уйти от стандартного нормативного подхода. Им важно сделать продукт комфортным и визуально привлекательным – это часть конкурентной стратегии и имиджа бренда».
Столкновение логик: от механики к эмоциям
Освещение – редкий случай, где сталкиваются разные подходы: функционально-бюрократический и дизайнерско-креативный. Взаимодействие между двумя группами заказчиков (госструктуры и частные девелоперы) и проектировщиками часто приводит к конфликтам.
Основные противоречия:
- Инженерные нормы vs субъективный опыт пользователя. Большинство государственных проектов строится только на строгих нормах освещенности, игнорируя такие аспекты, как комфорт, визуальная привлекательность и индивидуальность. В частных проектах дизайн и эмоции выходят на первый план, что нередко требует больших затрат, нежели госзаказ может себе позволить.
- Больше проектов vs качество реализации. Государственные заказчики сосредотачиваются на выполнении большого числа проектов по заданным критериям. Частные компании, напротив, предпочитают реализовывать меньшее количество, но более качественных проектов.
- Шаблонность против креативности. Госструктуры чаще всего заказывают стандартные решения, что приводит к однотипным проектам освещения. Девелоперы могут позволить себе больше экспериментов, адаптируя освещение под бренд объекта.
Инвестиции и рентабельность
Разработка освещения требует не только дизайнерского и инженерного подходов, но и экономической оценки. Рассмотрение инвестиций в проекты освещения говорит о том, как заказчики подходят к финансированию.
- У государственных заказчиков. Финансирование строго ограничено бюджетами субъектов РФ, что формально не оставляет пространства для качественных решений. Выбор, как правило, падает на стандартные и относительно дешевые технологии.
- У частных заказчиков. Частники готовы вкладываться в освещение, особенно если это позволяет повысить стоимость объекта. Грамотно реализованный световой проект может стать конкурентным преимуществом, увеличивая стоимость жилья или арендных площадей на рынке.
Калькуляция стоимости:
- У государственных заказчиков стоимость проектирования закладывается как часть крупных программ по благоустройству.
- Девелоперы, в свою очередь, чаще используют гранулированный подход: освещение расписывается как отдельная составляющая проекта, с четким возвратом инвестиций через повышение ценности объекта.
Таким образом, различия в подходах между государственными структурами и частными застройщиками формируют две основные логики освещения. Первые ориентированы на нормативы и массовость, что ограничивает возможности для реализации более привлекательных и комфортных решений. Вторые стремятся интегрировать свет в дизайн, делая его частью имиджа объекта и инструментом конкурентного преимущества.
При этом успешные проекты требуют интеграции различных путей: сочетания функционального подхода, заложенного в госзаказах, и эстетической гибкости, характерной для частных инвесторов.
Безопасность и комфорт
Безопасность является одним из ключевых факторов, который учитывается при разработке проектов освещения. Однако понятие безопасности многогранно: помимо отсутствия объективных угроз оно включает в себя субъективное чувство защищенности, которое человек испытывает или не испытывает в определенной среде. Освещение становится мощным инструментом для формирования обоих аспектов.
Отсутствие угроз и контроль территории
Корректное освещение снижает аварийность, травмоопасность и другие физические риски. Благодаря этому оно становится неотъемлемой частью благоустройства любых территорий – как общественных, так и частных.
Экспертное мнение:
«Когда человек не видит пространства, в котором находится, оно автоматически воспринимается как угроза. Поэтому освещение должно исключать зоны неопределенности: лужи, неровности, ступеньки или любые другие препятствия должны быть хорошо видны».
Именно таким образом создается базовый уровень безопасности. Яркое освещение подъездов, парковок, переходов и дворовых территорий обеспечивает людям возможность видеть окружающий мир и, следовательно, избежать ошибок, которые могут привести к травмам или неудобствам.
Освещение как элемент контроля
Освещение муниципальных территорий позволяет обеспечить больший контроль за пространством, так как оно увеличивает видимость для систем видеонаблюдения и снижает вероятность правонарушений. Особенно это характерно для мест с высокой степенью транзитности (улицы, площади, транспортные хабы).
Однако существует проблема: обязательное освещение приводит к однообразным и иногда чрезмерным решениям. Например, создание слишком ярких зон может нарушить природный баланс и стать причиной светового загрязнения, что негативно сказывается как на человеке, так и на экологии.
Субъективное ощущение безопасности
Наряду с физической безопасностью субъективное ощущение защищенности играет важную роль. Оно определяется не только яркостью света, но и его качественными характеристиками: цветовой температурой, расположением светильников и гармоничностью общего освещения.
Освещение может помогать людям лучше ориентироваться в городской среде. Например, равномерное распределение света исключает темные пятна, которые воспринимаются как угроза. Также важна возможность создания «дорожек света», которые интуитивно направляют людей по освещенным маршрутам, оставляя менее яркие зоны для приватности.
Пример из практики
В одном проекте благоустройства дизайнер предложил снизить яркость света возле жилых домов, чтобы сохранить их приватность. При этом транзитные зоны обеспечивались более интенсивным освещением, которое интуитивно направляло людей в сторону удаленных пешеходных дорожек.
Такие подходы помогают не создавать невидимую границу между жилыми и общественными зонами, влияя на комфорт и восприятие пространства.
Риски переосвещения
Свет может не только создать удобство и безопасность, но и вызвать негативные последствия. Тема переосвещения становится все более актуальной, особенно в контексте городской среды.
Чрезмерно яркое освещение иногда ухудшает восприятие пространства. Оно вызывает тревожность, усталость глаз, ухудшает контрастность изображения. Например, яркий фонарь в парке может лишать место уединенности и комфорта, делая его визуально «агрессивным».
Световое загрязнение – частое последствие необдуманных решений. Неправильное использование освещения может нанести вред экосистемам, сбить биологические ритмы человека и даже снизить уровень чувства защищенности. Люди могут чувствовать себя менее комфортно и испытывать раздражение из-за избытка света ночью.
В российских нормативах акцент сделан на минимально допустимые показатели освещения, в то время как за рубежом нормами также ограничивается максимальный уровень. Это помогает избежать пересвета и приближает освещение к более гармоничному восприятию.
Освещение как часть городской экологии
Переход на светодиодные системы, минимизация пересвета, а также использование света в зависимости от времени суток способствуют снижению энергозатрат и уменьшению ущерба экологии. Современные проекты освещения все чаще включают:
- дифференцированное управление светом, где яркость регулируется в зависимости от времени суток или уровня активности;
- тепловые и цветовые решения для снижения напряжения на зрение и адаптации к биологическим ритмам. Рис.3
Рис. 3. — Крымская набережная. Архитектурное бюро: WOWHAUS. Светодизайн: QPRO / VIART. Фото: М. Волкова
Баланс между безопасностью и комфортом
Современные проекты освещения стремятся объединить функциональность, безопасность и эмоциональный комфорт. Акцент смещается от строгих технических норм в сторону более гибких решений, уделяющих внимание как субъективному восприятию света, так и его экологичности.
Ключевые принципы:
- Освещение должно обеспечивать не только отсутствие угроз, но и способствовать субъективному ощущению защищенности, повышая комфорт.
- Важно избегать пересвета, чтобы сохранить гармонию восприятия пространства и минимизировать световое загрязнение.
- Проекты освещения должны учитывать особенности городской среды, а также запросы пользователей, создавая адаптивные и экологичные световые сценарии.
В итоге освещение становится не только утилитарным элементом, но и важным инструментом формирования положительного опыта городской среды.
Рекомендации
Экологический подход в освещении
Перспективной стратегией станет акцент на экологической повестке в проектах освещения. Основные рекомендации:
- Обратить внимание на проблему переосвещенности крупных городов. Продвигать продуманное освещение, ориентированное на пользовательский опыт и природные ритмы территории.
- Учитывать влияние освещения на здоровье, комфорт, безопасность пользователей, а также на местную флору и фауну. Важным становится создание так называемых «световых ритмов», способных адаптироваться под разнообразные потребности получателей световых услуг.
- Пересматривать нормативные акты, которые в настоящее время регулируют лишь минимальный уровень освещенности, без учета негативного воздействия от переизбытка света. Нужно внедрение верхних порогов в нормативы для снижения негативного влияния переосвещенности на здоровье пользователей.
Пример: внедрение адаптивных систем освещения, которые регулируют интенсивность света в зависимости от времени суток и условий среды, создавая сбалансированное и экологически безопасное освещение.
Сценарии освещения помогают адаптировать пространство к пользователям. В зимний период акцент делается на теплый свет, в летний – на яркие контрасты. Или, например, для общественного пространства вечером создают расслабляющее приглушенное освещение, а для праздников переходят на динамичные эффектные решения.
Сценарное мышление становится особенно актуальным для общественных пространств, где одноплановые технические решения не дают гибкости в использовании локации.
Обновление регуляторных нормативов
Регуляторы, касающиеся освещения, требуют постоянного пересмотра и модернизации. Технологии развиваются быстро, а нормативы и бюрократические порядки устаревают. Рекомендуется:
- Пересматривать содержание существующих регламентов и исключить устаревшие требования. Это касается как светильников, так и подходов к их проектированию и эксплуатации.
- Включать в нормативы требования, связанные с современными технологиями и эстетическими аспектами освещения.
Пример из практики: отказ от устаревших решений, вроде покраски деревянных конструкций по нормам, которые больше не актуальны, но используются из-за неактуальности регламентов.
Образовательные программы
Необходимость образовательных инициатив для заказчиков и исполнителей отмечается как важный шаг в развитии качественного освещения. Рекомендуется запускать программы, которые объединяют:
- светотехническую, инженерную экспертность;
- знания в области светового дизайна;
- исследовательскую и прикладную экспертизу из смежных областей.
Форматы мероприятий:
- интенсивы и семинары;
- экспертные и стратегические сессии;
- конференции, посвященные комплексному проектированию освещения.
Бизнесу важно проявлять инициативу на уровне взаимодействия с властями через посредников, чтобы лоббировать вопросы качества освещения на государственном уровне.
Развитие внутренней экспертности компаний
Компании, работающие в сфере освещения, должны активно развивать свою внутреннюю культуру и экспертизу. Рекомендуется:
- Стремиться к автономии, обеспечивая полный цикл реализации проектов под ключ: от проектирования до установки и настройки.
- Повышать квалификацию сотрудников, чтобы переходить к работе с премиальными и сложными проектами, связанными с бизнес-классом, люкс-классом и общественными пространствами.
- Развивать визуальную насмотренность, ориентируясь на высокие международные стандарты в области светового дизайна.
Пример: компании, контролирующие все стадии проекта, могут добиться контроля качества и реализации задуманного решения без потерь из-за оптимизации на стадии выполнения.
Синергия светотехники и дизайна света
Комплексный подход, объединяющий инженерные решения и дизайнерское видение, становится главным механизмом успешных компаний в сфере освещения. Рекомендуется:
- Разрабатывать инфраструктурные проекты, которые учитывают сложившийся световой ландшафт и органично интегрируют новые элементы.
- Работать с многомасштабными проектами, в которых светотехнические решения сочетаются с концептуальными дизайнерскими идеями.
Такой подход делает проектирование долговечным, повышает его эстетическую ценность и привлекает инвесторов как эффективное вложение.Рис.4
Рис. 4. Крымская набережная. Архитектурное бюро: WOWHAUS. Светодизайн: QPRO / VIART. Фото: М. Волкова
Цитата из интервью:
«Светотехник создает систему, которая соответствует нормам. Но световой дизайнер смотрит шире: он думает о том, какие эмоции испытывает человек, находясь в этом пространстве. Он знает не только инженерные аспекты, но и обращает внимание на эстетику, контрасты, пропорции».
Вовлечение местных жителей и учет их потребностей
Одним из центральных элементов светового дизайна является учет пользовательского опыта. Нужно сосредоточиться на том, чтобы сделать освещение интуитивным и привычным для пользователя, но в то же время выразительным.
Для успешной реализации проектов освещения необходимо учитывать мнение конечных пользователей. Популярные шаги:
- Проведение социологических и антропологических исследований для изучения опыта и потребностей жителей территорий.
- Построение диалога с пользователями освещения для выявления их предпочтений.
Особенности учета пользовательского опыта:
- Приватность и комфорт. Световой дизайн учитывает личные границы пользователей. Например, освещение в жилых районах ориентировано на то, чтобы в жилые окна поступало минимум света от уличных фонарей.
- Гармонизация с естественными ритмами. Хорошее освещение поддерживает циркадные ритмы людей, помогая им легче адаптироваться к дневным и ночным циклам. Мягкий переход из дневного света в вечерние условия снижает уровень стресса и усиливает чувство комфорта.
- Освещение без внимания. Парадоксально, но качественное освещение обычно остается «незаметным» для пользователей. Если свет правильно интегрирован в пространство, человек не задумывается о его наличии.
Цитата:
«Хорошее освещение не должно «лезть в глаза». Оно создает настроение и поддерживает комфорт, оставаясь невидимым».
Этот подход позволяет планировать наиболее востребованные проекты и аргументировать их необходимость на уровне взаимодействия с властями.
Освещение регионов
Неосвоенный сегмент рынка освещения – территории с суровыми климатическими условиями, такие как районы Крайнего Севера. Рекомендуется:
- Реализовывать нестандартные, продуманные проекты освещения, учитывающие особенности полярной ночи и низких температур.
- Проекты должны компенсировать недостаток естественного света и создавать комфортные условия для жизнедеятельности людей.
Пример: световой дизайн внутридомовых территорий и общественных пространств в условиях полярной ночи, позволяющий улучшить качество жизни местных жителей.
Заключение
Современный световой дизайн – это не просто освещение, а сознательная работа со светом, его эстетической и эмоциональной составляющей. Это подход, который выходит за рамки инженерной механики и опирается на сценарии, восприятие и комфорт людей. Именно светодизайнеры формируют новые стандарты городской среды, создавая пространства, где свет служит не только функциональным, но и художественным элементом.
Проекты, где совмещены инженерные расчеты и дизайнерская мысль, позволяют достичь баланса между функциональностью, комфортом и устойчивостью. В таких проектах свет становится настоящим языком взаимодействия между людьми и пространством.
Редакция выражает благодарность компании QPRO и лично Марике Волковой за предоставленные фотографии.
Читать/скачать статью в пдф формате
реклама в журнале: anton.denisov@ecomp.ru
.